'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 154

Просмотры  99 просмотров

Серебрякова Л.А., Бакши Л.С.

  


ТРУДНОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА ПРИ РАБОТЕ НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются трудности, с которыми эстрадный вокалист сталкивается при работе над сценическим образом. Автором выделяются такие трудности как недостаточные знания у певца в области методического сопровождения по данной проблеме, наличие психологического барьера, пассивность творческого мышления, отсутствие идей, связанных с индивидуализацией образа. Рассматриваются пути преодоления данных трудностей.   

Ключевые слова:
вокалист, эстрада, сценический образ, преодоление трудностей, методическое сопровождение   


Сценический образ является важнейшей частью успешной карьеры для вокалиста эстрады. Под сценическим образом понимается «совокупность различных действий, приёмов, выразительных средств артиста на сцене, имеющих индивидуальные характеристики и присущих исключительно ему» [1, с. 7].Начинающие певцы, работающие в различных эстрадных направлениях, часто сталкивается с определёнными трудностями, связанными с поиском и формированием собственного сценического образа. К таким трудностям можно отнести недостаточные знания у певца в области методического сопровождения, психологический барьер, пассивность творческого мышления, отсутствие идей, связанных с индивидуализацией образа.Первая проблема на пути к индивидуализированному сценическому образу, с которой сталкивается эстрадный вокалист, это необходимость совершенствования методики, направленной на формирование артистического имиджа у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, а также отсутствие специализированных технологий обучения, способствующих продуктивному осуществлению задуманных планов, связанных со сценическим образом [2, с. 210].Выходя на сцену, артист демонстрирует на публике не столько собственные личностные качества, сколько содержательную концепцию исполняемого произведения. В таком случае базовым фактором внутреннего состояния певца во время выступления может стать сам художественный образ, выраженный в сценическом воплощении. Знания в данной области начинающий эстрадный исполнитель должен получать при обучении в вузе. Если эстрадный вокалист не будет уделять должное внимание работе над сценическим образом, то может возникнуть опасность того, что слушатели «не увидят» в исполнителе проводника в мир образов, господствующих в песне, или героя произведения в целом.К этой же проблеме можно отнести ещё один немаловажный пример – это процесс самолюбования эстрадного вокалиста во время выступления, когда сценический образ иногда не просто отходит на второй план, а вообще не воспринимается артистом всерьёз. В подобном случае исполнитель уделяет много внимания собственному облику, костюму, сценическому макияжу, но не детальной проработке и анализу песенного произведения. Он может выйти на сцену, уверенный в своих вокальных талантах и творческих силах, но не получить отдачи от зрителей, которые могут не понять исполнительский замысел.Порой артист, который выставляет на сцене только собственные личностные качества в противовес сценическому образу, при всех своих талантах не способен выстроить контакт со зрителями так, чтобы они оказали ему слушательскую поддержку. Такая сложность может возникнуть по причине отстранённости и некоторой обособленности эстрадного вокалиста от публики. В таком случае исполнитель может на сцене прекрасно выглядеть и звучать, но при этом будет ощущаться определённая «холодность» и в трактовке песен, и в диалоге с аудиторией.Второй важной проблемой в рассматриваемой проблеме становится психологический барьер, который может сильно помешать эстрадному артисту перешагнуть через свои внутренние страхи, стеснение, смущение и замешательство, чтобы качественно и достойно передать на сцене необходимый художественный образ. Зрители очень точно подмечают любые детали, связанные с неуверенной подачей вокального произведения, и этот аспект может сыграть решающую роль в недостаточно полном восприятии самого сочинения. Поэтому исполнителю необходимо разрешить свои психологические сложности, связанные со сценической деятельностью, чтобы в полной мере трактовать содержание композиций, входящих в его репертуар, а также во избежание негативной обратной реакции со стороны аудитории.Подобная внутренняя неуверенность в собственной художественной подаче может заключаться в недостаточном уровне развития актёрского мастерства эстрадного вокалиста. Секрет данного вида искусства в музыкальной сфере тесно взаимосвязан «с точным соблюдением законов органической природы, которые певцу необходимо тщательно и проникновенно изучать, неукоснительно повиноваться им, так как только они могут указать верный путь к творчеству, в частности, к грамотно сформированному сценическому образу, вырабатывать соответствующую психотехнику и делать это терпеливо, систематически и неустанно. Словом, исполнителю в процессе проектирования своего выступления необходимо отдавать всё, чтобы научиться готовить почву для подсознания, лишь бы только в процессе создания сценического образа посещало вдохновение» [2, 211].Пока образ рождается лишь в голове артиста, довольно сложно осознать в полной мере, как финальная интерпретация произведения будет реализована на сцене. Это ещё одна проблема, с которой сталкиваются эстрадные певцы на пути конструирования своего сценического образа. То, что они представляют в собственном воображении, порой никак не соотносится с реальным воплощением, что может привести к психологическому дисбалансу, внутреннему неудовольствию, и, как итог, отсутствием мотивации для выступления на публике.Невозможность отождествить собственные идеи и итоговый формат выступления может быть связана с различными факторами. Например, продумывание слишком сложной сценической постановки, которая может потребовать множество декораций, танцевальную группу, спецэффекты и другие дополнительные атрибуты. На реализацию подобного номера потребуются и немалые финансовые средства, достаточная площадь сцены, договорённость с организаторами концертов и т. д.Также примером подобной трудности может стать отсутствие или недостаточный уровень развития у исполнителя необходимых танцевальных или актёрских навыков, которые нужно проявить в ходе выступления. Например, исполнитель или сценограф продумал определённую траекторию воплощения художественного образа эстрадной песни, а артист в силу своих данных не в состоянии справиться с осуществлением задуманных планов в этой области.Зачастую одной из основных проблем формирования сценического образа становится пассивность творческого мышления исполнителя, отсутствие самостоятельности и инициативы в подборе и разработке артистического имиджа. Это может быть связано с недостаточным уровнем развития креативности артиста, невозможностью «увидеть» себя со стороны, объединить в комплексе сценическое пространство и собственную личность.Неумение перевоплощаться в героев, которые представлены в определённой вокальной композиции, становится ещё одной проблемой для исполнителя в вопросе формирования сценического образа. Органичность актёрской подачи во время выступления приводит к заметным изменениям в поведении эстрадного певца, тембре его голоса, даже вокальной интонации персонажа произведения. Этот пункт позволяет обратить более пристальное внимание на необходимость воспитания внутренней природы артиста.В вопросе уровня развития актёрского мастерства, которое является важным пунктом в процессе воспитания вокалиста в любом избранным им стилистическом направлении и тоже проблемой, либо связанной с психологической зажатостью исполнителя, либо отдельной трудностью, на себя обращают внимания две крайности, способные в некотором роде испортить зрительское впечатление от интерпретируемого произведения: неубедительный показ образа через недостаточный уровень эмоциональности или, напротив, «переигрывание» в утрированной манере, что также не добавляет органичности происходящему на сцене действу.При создании сценического образа артист иногда задаётся вопросом, в каком ключе он будет выглядеть эффектнее и зрелищнее, забывая о том, что в первую очередь необходимо соизмерять свою фантазию с художественными образами, главенствующими в вокальном произведении. Поэтому ещё одной проблемной ситуацией в данном аспекте может стать отсутствие единой творческой концепции между образом эстрадного певца и репертуаром, который он исполняет. Даже если артист достойно демонстрирует вокальные произведения, а его сценическое поведение в полной мере соотносится с основной художественной идеей сочинения, но при этом сценический образ выбивается из общего ряда, то подобного рода неудачная трактовка песни может оказаться причиной нарушения восприятия произведения со стороны аудитории.Таким образом, создание сценического образа является для эстрадного вокалиста сложным процессом. Вокалист должен обладать знаниями в области работы над данной проблемой. Ему необходимо учитывать момент раскрепощения на сцене, преодоления психологических барьеров. Следует развивать творческое мышление, чтобы сценический образ приобрел свойственные ему качества яркой индивидуальности и отражения художественной концепции сочинения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Серебрякова Л.А., Бакши Л.С. ТРУДНОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА ПРИ РАБОТЕ НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1232 - 1238. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23142 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23142



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.