'
Аркадий Р.М.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с агрессивным поведением в среднем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «коммуникативной компетентности» и «агрессивности» в трудах зарубежных и отечественных психологов. Приводятся результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности у обучающихся с агрессивным поведением в подростковом возрасте.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, агрессивность, агрессивное поведение, средний школьный возраст, обучающиеся
Исследование агрессивного поведения у подростков сегодня актуально не только из-за проблем в системе образования, но и всего общества в целом. Поведение подростков отражает текущие явления общества. Напряженность и чувство отчуждения в отношениях усиливаются из-за нестабильной социально-экономической ситуации, что приводит к увеличению различных отклонений в развитии личности и поведении молодого поколения [3].В наше время умение эффективно общаться становится ключевым аспектом формирования личности в любом возрасте, включая подростковый период. Важно, чтобы подростки умели налаживать контакты друг с другом, так как через общение они учатся не только взаимодействовать и находить общие точки зрения при решении различных проблем, но и развивают навыки профессионального решения возникающих трудностей [1].Особое внимание следует уделить развитию коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением. Им часто не хватает навыков культурного общения, что приводит к неконтролируемым эмоциональным всплескам в сложных ситуациях. Из-за такого поведения сверстники часто исключают их из своего окружения [2].Поэтому проблема коммуникативной компетентности является очень злободневной и актуальной для комплексного исследования и для выявления факторов, способствующих возникновению этого феномена.Мы использовали диагностику уровня оценки самоконтроля в общении М. Снайдера методика «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут. Испытуемыми в нашем исследовании были 52 ученика средней школы, возраст 12-13 лет.Результаты по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении, М. Снайдер представлены в таблице 1.Таблица 1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у подростков по тесту «Коммуникативная компетентность» модифицированный Л.С. Колмогоровой)Анализ результатов, представленных в таблице 1 показал, что выраженность коммуникативных реакций на равных уверенных 48% (24 чел) – это подростки, которые вполне комфортно себя чувствуют в новой обстановке, стремятся расширять круг общения, могут принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации и жизни класса. Подростков с зависимой реакцией выявлено 40% (17 чел) – эти подростки не ограничивают свой круг знакомств, стремятся к контактам с людьми, планируют свою деятельность, имеют свое мнение, но их потенциал склонностей неустойчивый. Агрессивные реакции имеют 12% (9 чел) – эти дети используют агрессию с целью удовлетворить какое-нибудь желание, достижение определенной цели. Данные результаты говорят нам о том, что у подростков достаточно сформирована коммуникативная компетентность, но тем не менее, есть учащиеся, у которые преобладает зависимый и агрессивный тип реакций.Для подтверждения показателей, полученных по тесту «Коммуникативная компетентность» модифицированный Л.С. Колмогоровой, была использована методика изучения участия подростков в совместной деятельности (подготовлена Л.В. Бойдобородовой). Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.Таблица 2. Уровень сформированности коммуникативной компетентности по методике «Участие подростков в совместной деятельности» (подготовлена Л.В. Бойдобородовой). Результаты исследования показывают, что всего 5% (1 чел) имеет высокий уровень коммуникативной компетентности. Эти подростки могут оказать помощь товарищам, поделиться своими знаниями, могут сделать доброе дело для других. Постоянно следят за собой общении, знают где и что говорить, умеют управлять выражением своих эмоций. Уровень выше среднего из числа испытуемых имеют 20% (13 чел) – эти подростки могут помочь товарищу, принять участие в делах коллектива, сделать доброе дело для других. Устойчиво активны, инициативны и самостоятельны. Средний уровень имеют 48% (24 чел) – могут поучаствовать в интересном деле и проявить свои творческие способности, набираться новый знаний и умений у товарищей, для них важно общение с другими участниками. Пассивные дети с уровнем ниже среднего 17% (10 чел) – они хотят только руководить другими, чтобы завоевать уважение товарищей, выделиться среди других учеников. Низкий уровень имеют 10% (2 чел) – этих детей тяжело чем-либо заинтересовать, на контакт они почти не идут, любят выделиться среди других. Подростков с низким уровнем сформированности коммуникативной компетентности не выявлено.Мы провели количественный анализ по типам реакций коммуникативной компетентности. Количественный анализ по методике показал, что что по типу реакций агрессивная компетентность имеет выше уровень показателя агрессии, чем зависимой и компетентной.Таблица 3. Уровень агрессивных реакций по опроснику агрессивности А. Басса – А. Дарки. Количественный анализ по методике показывает, что с агрессивным типом реакций преобладает физическая агрессивность, так же как и косвенная и вербальная агрессия, по сравнению с зависимой и компетентной. Характерными для всех типов реакций подростков является вербальная агрессия, выражающаяся в словесной форме, сказать обидные слова, обозвать, накричать и т. д.Таким образом, при анализе результатов и математической обработки, можно отметить, что у подростков с низким уровнем агрессивности компетентная коммуникативная компетентность, у них в общении позиция «на равных».У подростков со средним уровнем агрессивности зависимая коммуникативная компетентность. Они проявляют сочувствие, принимают помощь, реагируют на успехи другого.У подростков с высоким уровнем агрессивности характерна агрессивная коммуникативная компетентность, они затрудняются вступать в контакт со сверстниками, неадекватно реагируют на критику, затрудняются обратиться с просьбой к сверстникам.Данное обстоятельство подтверждает гипотезу, что и требовалось доказать.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Аркадий Р.М. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1267 - 1272. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23146 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*