'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 159

Просмотры  164 просмотров

Галиусова Е.Г., Чемет Е.В.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена психологическому развитию подростков, акцентируя внимание на процессе переживания утраты в этом ключевом периоде жизни. Основная мысль статьи заключается в том, что утрата - это изменение привычного образа жизни, статуса и других важных элементов идентичности. Важно учитывать, что подростки могут не всегда осознавать и адекватно переживать свои эмоции, поскольку их психическое развитие еще не завершено, что приводит к использованию различных механизмов защиты, таких как отрицание или подавление.   

Ключевые слова:
подростковый возраст, утрата, психологическое развитие, стадии проживания, самоидентификация, изоляция, потеря   


Психологическое развитие подростков является комплексным процессом, обусловленный множеством факторов, влияющих на становление личности и эмоциональную сферу. Период подросткового возраста (11-18 лет) является ключевым этапом в жизни человека, сопровождающимся существенными физическими, эмоциональными и социальными изменениями. В этот период подростки сталкиваются с различного рода трудностями, связанными как с процессом взросления, так и с необходимостью адаптации к новым жизненным обстоятельствам. Эти преобразования могут оказывать значительное влияние на психическое благополучие подростков, особенно в ситуации проживания утраты.В процессе психологического развития подростков одно из ведущих направлений – это формирование стремления к независимости. В этот период жизни они начинают осознавать свою уникальность, вырабатывая собственные взгляды и убеждения. Стремление к автономии часто сопровождается сопротивлением авторитетным фигурам, таким как родители и педагоги.Подростковый возраст характеризуется активным познанием окружающего мира, переживанием новых эмоций и желанием самовыражения. Необходимо подчеркнуть, что стремление к независимости не всегда реализуется конструктивно. Подростки могут прибегать к рискованному поведению, что может быть связано с поиском собственной идентичности и желанием получить признание среди сверстников [5].В период взросления подростки активно формируют свою социальную сферу. Ровесники приобретают значимое значение в качестве источника поддержки и взаимопонимания, оказывая влияние на самооценку и определение собственной идентичности. Следует отметить, что межличностные отношения со сверстниками могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Часто подростки сталкиваются с конфликтами, проявлениями зависти и соперничеством, что может приводить к стрессу и негативным эмоциональным реакциям.Важно учитывать, что в этом возрасте наблюдаются значительные колебания настроения, обусловленные гормональными перестройками и развитием мозга. Данные изменения могут вызывать повышенную чувствительность и эмоциональную нестабильность, делая подростков более уязвимыми к воздействию стрессовых факторов, в том числе и к потере близких [5].Изменения подросткового возраста могут значительно влиять на эмоциональное, физическое и психологическое состояние подростков, особенно, если в этот период происходит специфическое жизненное событие, влекущее за собой исчезновение чего-то или кого-то значимого для подростка.Утрата – это состояние душевного дискомфорта, возникающее вследствие утраты объекта, имеющего для индивида значимость, утраты элементов собственной идентичности или возможности осуществления запланированного будущего.В традиционном понимании утрата ассоциируется со смертью близкого человека или расставанием с ним. Однако в более широком контексте понятие утраты охватывает не только прерывание отношений с другими людьми, но и утрату привычного образа жизни, изменения социального статуса и другие ситуации, связанные с существенным нарушением привычной реальности.Существует модель пяти стадий проживания утраты, предложенная швейцарским психиатром Элизабет Кюблер-Росс, которая представляет собой последовательность реакций на потерю [10]:1. Отрицание – начальная стадия характеризуется неспособностью осознать случившееся.2. Гнев – реализация потери вызывает гнев и возмущение в адрес несправедливости ситуации.3. Торг – скорбящий пытается заключить сделку с высшими силами, обещая изменения ради возвращения утраченного.4. Депрессия – глубокая печаль, апатия и потеря смысла жизни охватывают скорбящего.5. Принятие – наступает спокойствие и принятие неизбежности потери.Важно отметить, что эта модель не является жесткой схемой. Стадии могут переплетаться, повторяться и не всегда следовать строгой последовательности. Индивидуальный опыт переживания утраты зависит от множества факторов: личности, обстоятельств, культуры и социальной поддержки.Во время изучения переживания подростками чувства утраты, необходимо отметить, что утраты, которые переживает человек, обладают различной природой и степенью значимости. В зависимости от контекста можно выделить следующие типы утрат: безвозвратные, временные, социальные, психические и физические.Безвозвратные потери связаны с необратимым исчезновением из жизни объекта или лица, обладающего для человека высокой ценностью. К примеру, сюда относятся смерть близкого родственника или окончательный разрыв отношений с любимым человеком.Временные потери характеризуются кратковременным отсутствием чего-либо или кого-либо. Примерами таких потерь могут служить длительная разлука с близким человеком или временный перерыв в отношениях.Социальные потери связаны с утратой статуса, социальной роли или возможностей. К этой категории относятся потеря работы, исключение из учебного заведения или лишение права, имеющего для человека первостепенное значение.Психические и физические потери выражаются в утрате психических или физических способностей, ценностей или объектов. Так, к ним можно отнести потерю духовно значимой ценности, для детей – утрату домашнего питомца или любимой игрушки, а также потерю части тела или функции какого-либо органа.При этом, утрата в подростковом возрасте представляет собой значительный вызов, поскольку подростки еще не обладают зрелостью для полного понимания и проживания своих чувств. Разрыв отношений, смерть близкого человека или потеря статуса могут привести к широкому спектру эмоций: гневу, вине, глубокой печали и отчаянию. Важно помнить, что подростки не всегда способны осознать происходящее с ними и могут испытывать трудности в вербализации своих чувств. В подобных ситуациях они могут использовать механизмы психологической защиты, такие как отрицание или подавление эмоций, что может осложнять процесс переживания утраты [8].Помимо прочего, психологические особенности подросткового периода характеризуются развитием когнитивных способностей. В этот возрастной отрезок подростки приобретают возможность абстрактного мышления, что позволяет им осмысливать сложные философские концепции, такие как жизнь и смерть, любовь и утрата.Несмотря на прогрессирующее развитие когнитивных функций, подростки могут не быть полностью готовыми к пониманию утраты. Их восприятие смерти может быть искажено, и они могут не осознавать необратимость потери близкого человека. Это может приводить к ощущению неопределенности и нарастающему страху, особенно в ситуации переживания утраты.В подростковом возрасте переживание какой-либо потери может вызывать ряд специфических эмоциональных реакций. К ним относятся: стремление к изоляции и уединению, чувство вины, повышенная тревожность, зависимость от взрослых.При этом, эмоциональные реакции могут варьироваться в зависимости от того возрастного периода, в котором находится подросток.Так, период младшего подросткового возраста (9-12 лет) характеризуется стремлением к независимости. В случае утраты этот процесс может столкнуться с серьёзными трудностями, поскольку ребёнок испытывает чувство беспомощности, что противоречит его желанию быть самостоятельным.Утрата может привести к проблемам с самоидентификацией и затруднению выражения эмоций. Ребёнок может подавлять свои чувства в течение длительного времени, а затем внезапно демонстрировать агрессивное поведение, например, оскорблять учителя на уроке при критике. Также часто наблюдается снижение успеваемости и конфликтные отношения с авторитетными фигурами в школе [1].В случае смерти родителя, ребёнок может пытаться взять на себя роль умершего. Однако взрослым следует избегать поощрения такого поведения. Изменение структуры семьи требует перестройки привычек, правил и распределения обязанностей для всех её членов. Для ребёнка важно сохранить возможность для игр, занятий спортом и отдыха [1].Поддержка друзей также играет важную роль в преодолении утраты. Если день рождения ребёнка приходится на короткий период после смерти близкого человека, необходимо объяснить ему, что испытывать радость от праздников – это нормально.В подростковом возрасте с 13 лет подростки склонны искать поддержку у сверстников, а не у членов семьи. В этой ситуации может возникнуть чувство изоляции, поскольку друзья и ровесники часто не знают, как реагировать на потерю близкого человека [7].Смерть родителя может привести к нетипичному поведению у подростка: побегам из дома, рискованной сексуальной активности, употреблению запрещенных веществ или даже суицидальным мыслям. Молодые люди часто предпочитают молчать о своих чувствах и скорби.Важным аспектом помощи подростку является поиск здоровых способов выражения эмоций: активная деятельность, спорт, участие в общественных движениях. Не следует говорить подростку, что он теперь должен выполнять роль умершего родителя или что он стал "взрослым" и обязан нести ту же ответственность. Старшие подростки прекрасно понимают, что смерть родителя привела к существенным изменениям в их жизни и семье. Они сами могут определить, какую поддержку они готовы оказать оставшемуся родителю. В этой ситуации важно помочь подростку сфокусироваться на своих будущих потребностях (окончить школу, поступить в университет), а не погружаться в заботу о бытовых нуждах [7].Необходимо предоставить подростку возможность развиваться по своему жизненному пути и профессиональным интересам. Участие в семейном горе и посильная помощь оставшимся членам семьи не только не помешают, но и могут способствовать преодолению утраты.В этот период подростки часто предпочитают уединение. Не стоит постоянно пытаться вовлечь их в семейные дела или общественную жизнь – уединение необходимо для переживания горя.Пройдя завершающий этап фазы проживания горя, подросток переориентирует свою привязанность на других близких ему людей. Боль от утраты сменяется светлой памятью о покойном родителе.Важно помнить о том, что каждый подросток индивидуален и его реакция на потерю будет варьироваться в зависимости от ряда факторов. К ним относятся личные качества, уровень эмоциональной зрелости, наличие поддержки со стороны близких, а также культурные и социальные условия. Например, в некоторых культурах смерть рассматривается как неотъемлемая часть жизни, что может способствовать более лёгкому преодолению горя. В других культурах, где тема смерти является табуированной, подростки могут столкнуться с дополнительными трудностями при осознании и принятии потери.Семейная среда оказывает значительное влияние на способ, которым подростки справляются с утратой. Доступность эмоциональной поддержки со стороны родителей и других членов семьи повышает вероятность успешного преодоления горя. Однако, если семья сама находится в состоянии скорби, это может создать дополнительные трудности для подростков. В таких случаях они могут испытывать недостаток поддержки и ощущать себя покинутыми, что усугубляет их эмоциональное состояние. Родители и взрослые должны быть готовы к открытому и честному диалогу о чувствах, связанных с утратой, и оказывать подросткам необходимую поддержку в этот трудный период.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Галиусова Е.Г., Чемет Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1273 - 1282. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23147 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23147



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.