'
Гараева Г.Г.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ *
Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные методы диагностики уровня стресса и стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций. Подробно описаны методики психологического тестирования и анкетирования, позволяющие определить степень подверженности стрессу и уровень сопротивляемости неблагоприятным рабочим условиям. Особое внимание уделено применению шкал Ридера, теста на самооценку стрессоустойчивости личности (Киршева, Рябчикова) и теста на профессиональный стресс (Щербатых).
Ключевые слова:
диагностические методы, стресс, стрессоустойчивость, руководители, методика Ридера, Киршева-Рябчикова, Щербатых
Стресс стал неотъемлемым спутником профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, обусловленным высокими рабочими нагрузками, постоянными изменениями законодательства и нормативов, а также растущими требованиями общества к качеству образования. Для успешной управленческой деятельности необходимо отслеживать уровень стресса и оценивать стрессоустойчивость, что позволяет оперативно реагировать на возникшие проблемы и предотвращать профессиональное выгорание. Одним из эффективных инструментов выявления уровня стресса и стрессоустойчивости являются специально разработанные тесты и анкеты [2, с. 919].Методика «Шкала психологического стресса Ридера».Разработанная американским исследователем Чарльзом Ридером шкала предназначена для измерения субъективного ощущения стресса и интенсивности негативных эмоций, вызванных различными жизненными ситуациями. Данный тест широко применяется в диагностике стресса и используется для определения предрасположенности индивидов к развитию симптомов хронической усталости и депрессии.Процедура тестирования:1. Испытуемый получает список утверждений, отражающих характерные реакции организма на стрессовые ситуации.2. Каждое утверждение оценивается по пятибалльной шкале, где баллы варьируют от «никогда» до «очень часто».3. Результаты суммируются, и итоговый показатель интерпретируется следующим образом:– менее 30 баллов — низкий уровень стресса,– от 30 до 50 баллов — умеренный уровень стресса,– свыше 50 баллов — высокий уровень стресса [1, с. 294].Методика Ридера отличается простотой и быстротой проведения, что делает её удобной для массовых обследований руководителей образовательных учреждений.Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова).Данный инструмент разработан отечественными специалистами и предназначен для самостоятельного оценивания человеком собственного уровня стрессоустойчивости. Тест представлен в форме опросника, состоящего из ряда утверждений, касающихся реакций испытуемого на стрессовые ситуации и его способности противостоять им.Процедура тестирования:1. Участник оценивает каждое утверждение по трёхбалльной шкале: «согласен - не согласен».2. По итогам теста определяется общий балл, который классифицируется следующим образом:– Менее 20 баллов — низкая стрессоустойчивость,– От 20 до 35 баллов — средняя стрессоустойчивость,– Более 35 баллов — высокая стрессоустойчивость [1, с. 295].Основное преимущество метода — возможность самодиагностики и самоконтроля. Результат даёт представление о сильных и слабых сторонах личности в плане противостояния стрессу.Тест на профессиональный стресс (Ю.В. Щербатых).Тест направлен на изучение уровня профессионального стресса и склонности к профессиональному выгоранию. Он позволяет оценить степень подверженности специалистам воздействию стрессогенных факторов, характерных для профессиональной деятельности.Процедура тестирования:1. Участникам предлагается ряд утверждений, характеризующих типичные ситуации, провоцирующие стресс.2. Ответы даются по пяти вариантам ответов: «совсем не характерно», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда».3. Баллы суммируются, и результат интерпретируется следующим образом:– До 20 баллов — низкий уровень профессионального стресса,– От 20 до 40 баллов — средний уровень,– Больше 40 баллов — высокий уровень профессионального стресса [3, с. 175].Методика Ю.В. Щербатых полезна для оценки профессиональных деформаций и предупреждения возможного эмоционального выгорания.Регулярное использование рассмотренных тестов и методик позволяет руководству образовательных организаций выявлять потенциальных кандидатов на получение дополнительной психологической поддержки и своевременно предпринимать необходимые меры по профилактике профессионального стресса [3, с. 177]. Подобные меры обеспечивают сохранение здоровья и продуктивности управленческого персонала, способствуя эффективной деятельности образовательных учреждений. Проведение регулярных исследований помогает не только сохранить психофизическое здоровье руководителей, но и увеличить эффективность управленческой деятельности, поддержать высокий уровень работоспособности и повысить конкурентоспособность образовательной организации в целом.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Гараева Г.Г. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1283 - 1287. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23148 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*