'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 161

Просмотры  101 просмотров

Гараева Г.Г.

  


УКРЕПЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ *

  


Аннотация:
проблема устойчивого функционирования руководителей образовательных организаций (ОО) остаётся одной из наиболее острых в современном обществе. Высокой степени подвергаются руководители образовательных учреждений различным видам нагрузок: постоянное принятие решений, работа с большими объёмами информации, столкновение с внутренними проблемами коллективов и внешними обстоятельствами. Всё это формирует серьёзную угрозу для психического здоровья и карьеры руководителей ОО. Цель настоящей статьи состоит в анализе особенностей проявления стресса у руководителей ОО и представлении комплекса практических рекомендаций по укреплению их стрессоустойчивости.   

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, психологическая поддержка, образовательные организации, руководители, эмоциональное благополучие, качество управления   


Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к качеству руководства образовательными организациями (ОО). Руководителю приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем, связанных с управлением персоналом, реализацией государственной политики в сфере образования, взаимодействием с контролирующими органами и общественностью. Высокий темп изменений, дефицит ресурсов и давление внешних обстоятельств вызывают хроническое напряжение и приводят к возникновению тревожных состояний, утомляемости и эмоциональному выгоранию.Эффективное управление образовательным учреждением требует от руководителя высокого уровня компетентности, ответственности и умения быстро адаптироваться к изменениям. Постоянное принятие сложных решений, взаимодействие с большим количеством заинтересованных сторон – учителями, учениками, родителями, руководством вышестоящих органов – создаёт повышенные риски для появления хронического стресса и эмоционального истощения.Руководители ОО сталкиваются с рядом специфичных стресс-факторов, негативно влияющих на их здоровье и работоспособность:– Высокая нагрузка из-за большого объёма административных функций и требований отчётности,– Необходимость регулярно разрешать конфликты, возникающие между участниками образовательного процесса,– Ответственность за обеспечение безопасности учащихся и защиту прав всех субъектов образовательного сообщества,– Отсутствие достаточного количества ресурсной поддержки и инфраструктуры [4, с. 919].Стресс у руководителей проявляется разнообразно и зависит от многих внутренних и внешних факторов. Выделяются три основные формы профессионального выгорания:1. Физическое выгорание. Характеризуется постоянной усталостью, апатией, нарушениями сна, потерей аппетита, болями различной локализации.2. Эмоциональное выгорание. Приводит к раздражительности, потере интереса к выполняемой работе, негативизму в отношении окружающих.3. Профессиональное выгорание. Включает потерю смысла деятельности, отчуждение от профессии, стремление минимизировать контакт с коллегами и учащимися [4, с. 920].Кроме того, возможны негативные эффекты длительного нахождения в состоянии стресса, проявляющиеся в снижении когнитивных способностей, ослаблении памяти, падении креативности и инициативы.Одним из важнейших направлений укрепления стрессоустойчивости являются различные виды психологической поддержки, предлагаемые руководителям образовательных учреждений. Среди эффективных практик можно выделить следующие формы поддержки:– Индивидуальные консультации. Индивидуальные встречи с психологом направлены на выявление личных причин усталости и дискомфорта, выработку индивидуального плана выхода из кризиса,– Тренинги саморегуляции. Освоение простых приёмов дыхания, мышечного расслабления, телесноориентированных практик, аутогенной тренировки позволяет уменьшить физиологический компонент стресса,– Групповая терапия и сессии обратной связи. Коллективные занятия позволяют делиться своими сложностями и находить оптимальные пути разрешения возникающих конфликтов,– Социальная поддержка. Формирование сообществ лидеров образовательных учреждений для обмена опытом и поддержкой друг друга [1, с. 294].Особое значение имеет комплексный подход, предполагающий сочетание перечисленных видов поддержки с мерами по улучшению социальных условий труда, созданием положительного климата в учреждении и совершенствованием кадровой политики.Укрепление стрессоустойчивости руководителей образовательных учреждений должно основываться на системном подходе, включающем как индивидуальную психологическую поддержку, так и организационные мероприятия, направленные на повышение удовлетворенности трудом и качества жизни. Реализуемый комплекс мер позволит укрепить адаптацию к условиям работы, сохранить кадровый потенциал отрасли и обеспечить устойчивое развитие системы образования в целом [2, с. 65].При соблюдении указанных рекомендаций возможно достижение существенного эффекта в сохранении психического здоровья и обеспечении качественной деятельности руководителей образовательных учреждений, что в конечном итоге обеспечит долгосрочную стабильность и процветание образовательной сферы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гараева Г.Г. УКРЕПЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1288 - 1292. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23149 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23149



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.