'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 162

Просмотры  136 просмотров

Григорьева А.С.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С КОРРЕКЦИЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ *

  


Аннотация:
в статье обоснована эффективность психологического тренинга как метаметода коррекции психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. На основе анализа ряда эмпирических исследований сделан вывод, что именно тренинг позволяет не только решать актуальные проблемы, но и формировать устойчивые навыки саморегуляции и позитивного взаимодействия.   

Ключевые слова:
психологический тренинг, ОВЗ, психоэмоциональное состояние, коррекционная работа, эмоциональное выгорание, стресс, психологическая поддержка   


Психоэмоциональное состояние родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) играет важную роль как в их собственном благополучии, так и в развитии ребёнка. Постоянное эмоциональное напряжение, тревога и стресс могут значительно снижать родительский ресурс и мешать эффективному взаимодействию с ребёнком. Один из действенных подходов к улучшению психоэмоционального состояния - психологический тренинг.С.П. Деркач в своих исследованиях об использовании телесно-ориентированных методов в работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ утверждает, что психологический тренинг с элементами телесно-ориентированных методов позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние за счёт снижения таких проявлений, как агрессия и тревожность [4]. Автор приводит результаты исследования, в ходе которого было доказано положительное влияние телесно-ориентированных методов на психологическое состояние родителей. В частности, было отмечено, что после проведения работы проявления физической агрессии у всех участников значительно снизилось.А.М. Давыдова в исследованиях о тренинге как методе работы с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ указывает, что в результате тренингов с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничества». Коррекционные упражнения позволяют изменить отношение родителей к ребёнку и восприятию его проблем [3].А.В. Миронов описывает результаты эксперимента, в ходе которого была доказана эффективность психологического тренинга как средства гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Так, в экспериментальной группе родители стали меньше навязывать ребёнку свою волю и проявлять авторитарность, а также начали больше обращать внимания на своих детей и контролировать их действия [6].М.А. Ефимова в программе психологического тренинга для родителей «Я и мой ребёнок» отмечает, что психологические тренинги позволяют познакомить родителей с приёмами саморегуляции, развить навыки управления стрессом и позитивного мышления, снять психофизическое напряжение и повысить стрессоустойчивость [5]. Автор описывает предполагаемые результаты реализации тренинга, среди которых: оптимизация детско-родительских взаимоотношений, формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, овладение родителями психологическими приёмами саморегуляции, формирование у родителей активной жизненной позиции.И.В. Вачков определяет психологический тренинг как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются в рамках клинической психотерапии, а также для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии» [2]. С точки зрения запроса, кандидат психологических наук Т.Г. Бобченко, включает тренинг в список метаметодов деятельности психолога. Автор рассматривает данные метаметоды сквозь призму основных целей практической психологической деятельности. Среди метаметодов выделены: информирование, консультирование, интервенция, тренинг. Метаметодами они названы ввиду того, что направлены на достижение глобальной цели (метацели) любой психологической работы - развитие и позитивные изменение в жизни человека, повышение качества его жизни. Первые три метаметода психологической работы - информирование, консультирование, интервенция - являются, по мнению автора, способами решения актуальных проблем клиента. Четвертый метод - тренинг - направлен не только на решение существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы [1, c.11]. Рассмотрим таблицу 1.Таблица 1. Сравнительная таблица метаметодов деятельности психолога (составлено автором по Т. Г. Бобченко, канд. психол. наук) [1].Анализ метаметодов психологической деятельности по Т.Г. Бобченко позволяет сделать вывод, что из четырёх выделенных подходов (информирование, консультирование, интервенция и тренинг) именно тренинг является наиболее эффективным инструментом для коррекции психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В отличие от других метаметодов, направленных преимущественно на разрешение текущих проблем клиента, тренинг ориентирован на развитие личности, профилактику деструктивных состояний и формирование устойчивых навыков саморегуляции. Это делает его особенно ценным в условиях эмоционального напряжения и хронического стресса, характерного для таких родителей. Также, тренинг позволяет обмениваться опытом с другими родителями, которые оказались в похожей ситуации.Исследования С.П. Деркача подтверждают, что тренинг с элементами телесно-ориентированных практик способствует снижению тревожности и агрессивных реакций у родителей, а значит, влияет напрямую на стабилизацию их эмоционального фона. А.М. Давыдова подчёркивает, что в ходе тренингов формируется модель сотрудничества в воспитании, что способствует более гармоничным отношениям с ребёнком. Результаты, представленные А.В. Мироновым, доказывают, что тренинг помогает уменьшить проявления родительской авторитарности и повысить чуткость в общении с ребёнком. В свою очередь, М.А. Ефимова акцентирует внимание на том, что в процессе тренинга родители овладевают техниками саморегуляции, управления стрессом и позитивного мышления, что критически важно для поддержания внутреннего баланса и устойчивости.Таким образом, психологический тренинг выступает не просто формой работы или метаметодом, он выступает универсальным и доказательно эффективным средством коррекции психоэмоционального состояния, поскольку объединяет элементы всех других метаметодов, при этом расширяя их возможности за счёт практики, взаимодействия и личностного роста участников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Григорьева А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С КОРРЕКЦИЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1293 - 1298. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23150 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23150



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.