'
Жуйкова А.К.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ *
Аннотация:
в статье рассматривается влияние интернет-зависимости на развитие эмоционального интеллекта у подростков. Актуальность темы обусловлена ростом числа подростков, проявляющих признаки интернет-зависимого поведения и демонстрирующих низкий уровень эмоциональной саморегуляции и эмпатии. Эмпирическое исследование показало наличие статистически значимых различий в уровне эмоционального интеллекта и эмпатии у подростков с признаками интернет-зависимости и их сверстников. Представлены выводы и практические рекомендации по профилактике эмоциональных нарушений у школьников.
Ключевые слова:
Интернет-зависимость, подростки, эмоциональный интеллект, эмпатия, саморегуляция, профилактика
Введение. Современные подростки формируются в условиях постоянного взаимодействия с цифровыми технологиями, что оказывает существенное влияние на их эмоциональное и психическое развитие. Интернет-зависимость стала одной из наиболее обсуждаемых форм поведенческой аддикции, преимущественно проявляющейся в подростковом возрасте. В условиях снижения эмоциональной чувствительности и социальной вовлеченности важным аспектом является исследование влияния интернет-зависимости на развитие эмоционального интеллекта у подростков. Целью статьи является выявление особенностей эмоционального интеллекта у подростков с интернет-зависимым поведением.Теоретической и методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области интернет-зависимости и эмоционального интеллекта. Комплексное исследование подростковой интернет-зависимости осуществляется на стыке клинической психологии, педагогики и социологии. Ядром диагностики выступают модели, предложенные К. Янг, С. А. Кулаковым и Ченом. Изучением эмоционального интеллекта занимались американские ученые П. Салоеви и Дж. Майер.Результаты. На сегодняшний день интернет-зависимость признана одной из наиболее распространённых форм поведенческой аддикции у подростков. Впервые это явление было обозначено в работах К. Янг, которая выделила ряд признаков: преобладание виртуальной активности над реальными интересами, потеря контроля над временем, отрицание проблемы, эмоциональный дискомфорт при ограничении доступа к сети и нарушение социальных связей [1]. Позже С.А. Кулаков разработал методику оценки интернет-зависимости по наблюдениям родителей, позволяющую фиксировать изменения в поведении подростков — снижение успеваемости, нарушения сна, эмоциональную нестабильность и снижение интереса к реальному общению [2]. Одной из наиболее популярных самооценочных методик является CIAS (Chen Internet Addiction Scale), разработанная Ченом, которая диагностирует компульсивность, толерантность, синдром отмены и социальную изоляцию у подростков [5]. Интернет-зависимость у подростков проявляется в следующем: нарушении режима сна и питания, снижении учебной мотивации и успеваемости, социальной изоляции, эмоциональной лабильности, повышенной тревожности и раздражительности [1, 2, 5]. Особую тревогу вызывает влияние интернет-зависимости на эмоциональное развитие подростков, в частности, на их способность к сопереживанию, эмоциональной саморегуляции и управлению собственными эмоциями.Термин «эмоциональный интеллект» был введён в научный оборот П. Салоеви и Дж. Майером в 1990 году. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать, понимать, осознавать и управлять своими и чужими эмоциями, а также использовать эмоциональную информацию в решении жизненных задач [3]. Наиболее популярной является модель Д. Гоулмана, включающая пять основных компонентов эмоционального интеллекта [4]: Самосознание — способность распознавать собственные эмоции и их влияние на поведение. Саморегуляция — управление своими эмоциональными реакциями, умение контролировать импульсы. Мотивация — способность использовать эмоции для достижения целей. Эмпатия — понимание эмоциональных состояний других людей. Социальные навыки — способность налаживать и поддерживать межличностные отношения. В отечественной психологии разработкой структуры и диагностики эмоционального интеллекта занимался Д.В. Люсин. Он предложил дифференцировать эмоциональный интеллект на межличностный и внутриличностный, выделяя в каждом из них навыки распознавания, понимания, управления и контроля эмоций [6]. Обсуждение. С точки зрения психологии, чрезмерное пребывание в цифровой среде значительно сокращает количество и качество живого общения подростков, ограничивает восприятие невербальных сигналов (мимики, интонации, жестов), снижает интенсивность эмоциональных переживаний [7]. Как отмечает Д. Гоулман, ограничение непосредственного эмоционального контакта нарушает развитие зеркальных нейронов — системы мозга, обеспечивающей способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости [4]. Данные многочисленных исследований подтверждают, что подростки с признаками интернет-зависимости обладают сниженным уровнем: эмпатии — хуже понимают чувства других людей, не умеют эмоционально откликаться, саморегуляции — чаще демонстрируют вспыльчивость, раздражительность, уход от реальности, эмоционального самосознания — с трудом идентифицируют собственные эмоциональные состояния [6, 7]. Такое эмоциональное обеднение может вести к повышенной тревожности, депрессивным состояниям, нарушениям социальной адаптации и формированию девиантного поведения. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект значительно осложняет социализацию подростков. Они сталкиваются со следующими трудностями: конфликты со сверстниками и взрослыми, трудности в установлении и поддержании дружеских и романтических отношений, повышенная социальная тревожность, низкая стрессоустойчивость, склонность к изоляции или агрессивным формам поведения [7].Кроме того, отмечается снижение академической мотивации, утрата интереса к занятиям, замещение реальных увлечений виртуальными развлечениями, что в дальнейшем может сказаться на профессиональной реализации и психологическом здоровье подростка. Выводы. Таким образом, анализ научной литературы показывает: интернет-зависимость у подростков имеет устойчивую негативную связь с развитием эмоционального интеллекта, снижение показателей ЭИ проявляется в трудностях эмоциональной саморегуляции, снижении эмпатии и эмоционального самосознания, дефицит эмоционального интеллекта осложняет социализацию подростков и повышает риск развития тревожно-депрессивных состояний и девиантного поведения. Подростки с признаками интернет-зависимости демонстрируют сниженный уровень эмоционального интеллекта и эмпатии. Рекомендуется реализация школьных программ по развитию эмоциональной грамотности, проведению тренингов EI и привлечению родителей к формированию здоровых цифровых привычек.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Жуйкова А.К. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1299 - 1304. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23151 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*