'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 165

Просмотры  126 просмотров

Мучкаева Е.В.

  


ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
проблема профилактики межличностных конфликтов среди подростков является актуальной и значимой в контексте современного образовательного процесса. Высокая частота возникновения таких конфликтов и их значительное влияние на развитие личности и социальную адаптацию подростков требуют разработки и внедрения эффективных профилактических программ. Это необходимо для создания благоприятной образовательной среды и повышения качества жизни подрастающего поколения.   

Ключевые слова:
профилактика, конфликт, методы исследования, образовательная среда   


Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью изучения проблемы профилактики межличностных конфликтов среди подростков, значимость рассматриваемой проблемы обусловлена как высокой частотой данных явлений, так и их значительным влиянием на развитие личности и социальное окружение подростков. Разработка и внедрение эффективных профилактических программ являются необходимыми для создания благоприятной образовательной среды и улучшения качества жизни подрастающего поколения.В настоящее время тема конфликтов в школьной среде разрабатывается психолого-педагогической наукой достаточно активно. В школе чаще всего можно наблюдать следующие виды конфликтов: межличностный (ученик-ученик), ученик-учитель-родители, конфликт учителя с самим собой, конфликты с коллегами и администрацией.Потребность в сверстниках является фундаментальной для подросткового возраста, поскольку именно в процессе взаимодействия с ними индивид получает важные социальные знания и формирует необходимые навыки коммуникации. Тем не менее межличностное взаимодействие нередко сопряжено с трудностями, следствием чего являются возникающие конфликтные ситуации. Ограниченный опыт конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, который является характерной чертой подростков, существенно затрудняет процесс разрешения таких ситуаций.Систематическое исследование факторов, детерминирующих возникновение межличностных конфликтов в подростковом возрасте, предоставляет возможность разработки комплексной системы форм и методов, ориентированных на превенцию конфликтных ситуаций среди подростков и формирование у них умений конструктивного разрешения конфликтов.Указанный подход, в свою очередь, способствует не только оказанию помощи подросткам в усвоении знаний о действенных стратегиях разрешения конфликтных ситуаций, но также обеспечивает их пониманием ключевых психологических особенностей, являющихся предикторами межличностных конфликтов, возможностей осуществления саморегуляции в условиях сложных жизненных обстоятельств, а также создает предпосылки для целенаправленного воздействия на личность с целью достижения гармонизации ее психического и социального развития.Конфликт – это одно из самых сложных и многогранных явлений, сопровождающих человеческую жизнь. Несмотря на его повсеместную распространенность и использование в повседневной речи, научное сообщество не пришло к единому и универсальному определению этого понятия и активно используется в психологии, социологии, политологии и конфликтология, но каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в понимание сущности конфликта. Это разнообразие трактовок подчеркивает сложность и многозначность явления, которое не может быть сведено к одной формуле.Конфликт может быть как внутренним, так и внешним. Внутренние конфликты, или внутриличностные, характеризуются столкновением противоречивых потребностей, ценностей внутри одной личности. Такой конфликт может выражаться во внутреннем напряжении, неопределенности или невозможности принять решение. Внешние конфликты охватывают взаимодействие между несколькими сторонами и делятся на несколько категорий [20]:1.Межличностный конфликт возникает, когда потребности, цели или методы взаимодействия двух людей становятся несовместимыми. Такое часто происходит из-за различий в восприятии и ожиданиях, что затрудняет достижение взаимопонимания и гармонии в их взаимоотношениях.2.Ролевой конфликт проявляется в ситуациях, когда между взаимозависимыми индивидами в социальной системе возникают разногласия относительно определения ролей, ожиданий или обязанностей.3.Межгрупповой конфликт возникает среди различных групп людей, таких как этнические или расовые сообщества, отделы в одной организации. Эти конфликты часто коренятся в различиях интересов и целей, что ведет к напряженной атмосфере и трудностям в достижении компромиссов.4.Многосторонний конфликт возникает в обществе, когда различные группы интересов и организации имеют разные приоритеты в управлении ресурсами и в политике. Такие разногласия могут приводить к значительным социальным и политическим напряженностям.Конфликты, как внутренние, так и внешние, являются неотъемлемой частью человеческого существования. Однако в педагогической практике важно не только понимать их причины и последствия, но и активно работать над формированием у подростков навыков конструктивного взаимодействия, способствующих гармонизации их социальных связей и успешной социализации.Таблица 1. Стадии конфликтов. Подростковые конфликты могут быть вызваны множеством факторов, среди которых можно выделить:1.Личностные особенности – низкий уровень саморефлексии, завышенная или заниженная самооценка, высокая тревожность.2.Социальные факторы – влияние группы, конкуренция, желание доминировать, дефицит родительского внимания.3.Образовательная среда – учебные перегрузки, авторитарный стиль педагогического взаимодействия, статусные различия между учениками.Если подросток не обладает достаточными коммуникативными навыками, любая из этих причин может привести к развитию конфликтного поведения, что в свою очередь сказывается на его эмоциональном состоянии и социализации.Для того чтобы предотвратить возникновение конфликтов, подросткам необходимо развивать ключевые коммуникативные навыки, к которым относятся:•Способность к открытому и ненасильственному выражению мыслей и чувств,•Навыки саморегуляции и контроля эмоциональных реакций,•Развитие эмпатии и умения учитывать точку зрения собеседника,•Гибкость в общении, готовность к компромиссу и сотрудничеству.Образовательные учреждения могут использовать различные методики для формирования данных навыков.Таблица 2. Методы профилактики конфликтов в образовательных учреждениях.1.Первичная профилактика ориентирована на предотвращение возникновения конфликтных ситуаций путем создания благоприятной социальной среды, работы с ценностными установками подростков и обучения их конструктивному общению.2.Вторичная профилактика направлена на раннее выявление факторов риска и работу с учащимися, демонстрирующими признаки конфликтного поведения.3.Третичная профилактика предполагает комплекс мероприятий по реабилитации подростков, уже вовлеченных в конфликтные взаимодействия, с целью их успешной социальной адаптации [52].При этом эффективность профилактических мер обеспечивается при выполнении следующих условий:•устранение источников психологического дискомфорта у подростков и в их окружении,•обучение навыкам эффективного общения и саморегуляции,•создание условий для предотвращения потенциальных конфликтов.Таким образом, программа профилактики конфликтов среди подростков в образовательных учреждениях должна включать все три уровня профилактики и учитывать специфику конкретного учебного заведения. Реализация такой программы не только снизит уровень конфликтности, но и повысит общий уровень социальной компетентности подростков, улучшит качество образовательного процесса и сформирует у родителей более высокую педагогическую культуру.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мучкаева Е.В. ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1315 - 1324. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23153 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23153



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.