'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 180

Просмотры  200 просмотров

Мясников А.А., Матвеев А.В.

  


ВИРТУАЛЬНАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПРИМЕНЕНИЕ VR И AR ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
виртуальная реальность (VR) становится все более популярной в образовательной сфере. VR системы предоставляют новые возможности для обучения, открывают инновационные методы обучения, позволяющие улучшить восприятие материала и вовлечение у студентов. VR оборудование позволяет проводить практические занятия и эксперименты в виртуальной среде, посещать недоступные места, подготовиться к реальным ситуациям, требующим профессионального решения.   

Ключевые слова:
виртуальная реальность, дополненная реальность, обучение, образование, практика, симуляции   


В последние годы виртуальная реальность (VR) стала одной из самых обсуждаемых технологий, находя применение в различных сферах, включая образование. VR предлагает уникальные возможности для создания интерактивных и погружающих учебных опытов, которые могут значительно улучшить процесс обучения. VR технологии позволяют студентам изучать не только теоретические концепции, но и использовать знания на практике в безопасной и контролируемой среде.Цель работы заключается в исследовании возможностей и перспектив применения технологий виртуальной реальности (VR) и дополнительной реальности (AR) в образовательном процессе, а также в анализе их влияния на эффективность обучения и качество усвоения учебного материала.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:- Изучить принципы работы и особенностей VR-технологий в образовательной сфере,- Проанализировать основные направления применения VR в обучении (естественнонаучные дисциплины, гуманитарные науки, проектирование),- Исследовать преимущества и недостатки использования VR в образовательном процессе,- Оценить влияние VR-технологий на качество усвоения учебного материала,- Выявить потенциальные возможности для модернизации традиционных.Достижение поставленной цели позволит определить перспективы развития VR-технологий в образовании и разработать рекомендации по их эффективному использованию в учебном процессе.Виртуальная реальность (VR) представляет собой компьютерно-симулированную среду, в которую пользователь погружается полностью с помощью специальных устройств. Дополненная реальность (AR) дополняет реальный мир цифровыми элементами через экраны устройств.Использование VR оборудования имеет несколько преимуществ:Иммерсивное обучение - обеспечивает полное погружение в учебный материал.Безопасность – возможность отрабатывать опасные процедуры в виртуальном пространстве.Доступность - возможность посещать виртуальные музеи, лаборатории и исторические места.Интерактивность - активное взаимодействие с учебным материалом.Персонализация - адаптация учебного процесса под индивидуальные особенности.Применять VR и AR технологии можно в различных сферах и направлениях образования. Например, в естественнонаучных дисциплинах VR оборудование позволяет создать виртуальные лаборатории для проведения опасных экспериментов, моделировать химические реакции, изучать строение живых организмов (людей, животных и прочее) в 3D, исследовать космические явления (например, рассмотреть процесс большого взрыва).Для студентов, изучающих гуманитарные науки, технологии виртуальной реальности позволяют проводить виртуальные экскурсии по историческим местам, изучать культурные контексты, изучать иностранные языки в симуляции реальной ситуации, проводить реконструкции исторический событий.Для технических специальностей VR системы позволяют производить моделирование инженерных конструкций, выполнять виртуальное проектирование, отрабатывать производственные процессы, тестировать сложные системы в безрисковом пространстве.VR системы можно использовать для обучения управления различными вида транспорта. Так с помощью виртуальной реальности можно практиковаться в управлении автомобилей, мотоциклов, самолетов и поездов. В мире уже используются тренажеры для управления гражданскими самолетами, пример такого авиатренажёра изображен на рисунке 1.Рис. 1. Авиатренажер.Для VR систем используется следующее оборудование:Шлемы виртуальной реальности.Контроллеры движения.Трекинг-системы.Специализированное ПО.Использование VR является эффективным методом обучения. Исследования показывают, что использование VR в образовании:- Повышает уровень вовлеченности студентов на 70%.- Увеличивает скорость усвоения материала на 40%.- Улучшает запоминание информации на 80%.- Снижает затраты на практические занятия.Основными препятствиями для широкого внедрения являются высокая стоимость оборудования, необходимость специальной подготовки преподавателей, технические сложности в организации и проблемы доступности в VR систем в удаленных регионах.Образование с использованием VR систем имеет перспективы развития. Будущее VR в образовании связано с развитием ИТ- технологий, снижением стоимости обучения, созданием новых образовательных платформ, интеграцией с другими направления цифровых технологий.Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают новые возможности для образования, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным. Несмотря на существующие ограничения, потенциал VR в образовании продолжает расти, что делает его одним из ключевых направлений развития современной педагогики.Внедрение VR-технологий в образовательный процесс требует комплексного подхода, включающего техническую поддержку, методическую подготовку преподавателей и создание качественного образовательного контента. При правильном подходе эти технологии способны значительно улучшить качество образования и сделать его более доступным для всех категорий обучающихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мясников А.А., Матвеев А.В. ВИРТУАЛЬНАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПРИМЕНЕНИЕ VR И AR ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1424 - 1429. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23168 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23168



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.