'
Ланина О.А.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ *
Аннотация:
в работе рассмотрены факторы, влияющие на выбор негосударственной строительной экспертизы. Приведены объекты подлежащие и не подлежащие экспертизе. Рассмотрены содержание и структура негосударственной экспертизы, нормативно-законодательные основы.
Ключевые слова:
государственная экспертиза, негосударственная экспертиза, проектно-сметная документация, заказчик, застройщик, подрядчик, субподрядчик, проектировщик, изыскатель, сметчик
Проверка проектно-сметной документации обязательная (по законодательству) или добровольная (по желанию заказчика) выполняется в государственных или негосударственных учреждениях, наделенных полномочиями на проведение экспертизы. На выбор государственной или негосударственной экспертизы влияет ряд факторов.Объекты государственной экспертизы строго регламентированы, в остальных случаях заказчик (по согласованию с заказчиком технический заказчик, застройщик, подрядчик, проектировщик, изыскатель или сметчик), самостоятельно выбирает учреждение для экспертизы для направления необходимого пакета документов, в государственную или негосударственную экспертизу. При отсутствии законодательных требований для прохождения объектом строительства государственной экспертизы, лучше выбрать негосударственную.Не требуется прохождение экспертизы в отношении:объектов ИЖС, дома в садоводстве,застройка блокированных домов с этажами не больше трех, количество домов в одном ряду не больше десяти, производство работ без бюджетных средств,двухэтажные отдельно стоящие здания, не более 1500 м2 общей площади, не пригодные для жилья и производственные, исключение составляют особо опасные, технически сложные и уникальные объекты,двухэтажные отдельно стоящие здания, не более 1500 м2 общей площади, производственные в отсутствие санитарно-защитной зоны, исключение составляют особо опасные, технически сложные и уникальные объекты,разработки буровых скважин.Экспертиза обязательна при строительстве объектов:в границах охранных зон трубопроводов,массового пребывания граждан.Экспертиза не проводится:если не требуется разрешение на строительство,в разделах документации, касаемо капитального ремонта в части здания.Проектно-сметная документация подлежит государственной экспертизе:для проверки достоверности стоимости сметной документации, за исключением линейных объектов и сооружений для технологического присоединения к газораспределительным сетям,культурное наследие,объекты с грифом государственной тайны,особо охраняемые природные территории,размещение и обезвреживание отходов,на территориях нескольких субъектов нашей страны.В данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся исключительно негосударственной экспертизы.В большей степени негосударственная экспертиза необходима не только для получения разрешения на строительства, сколько для соответствия качества возводимого объекта нормам и стандартам с учетом безопасности и долговечности при последующей эксплуатации. Обращаясь в архитектурно-проектное бюро сложно определить опыт архитектора, создающего проект, не в состоянии определить, был ли взят проект аналог для разработки, строился он в вашем регионе или за границей, где стандарты и климатические условия отличаются от местных. Например, если в возведенном объекте стены начинают сыреть и покрываться плесенью, а фундамент идет трещинами, то возможно толщина и влагоззащищенность стен не рассчитана на температурно-влажностную среду местности и есть ошибки в расчетах несущих конструкций.Необходимо учитывать градостроительный план города, с необходимыми корректировками под увеличивающиеся потребности.Для понимания всех приведенных выше моментов, чтобы учесть их в проекте и сметной документации, на основе проекта, для получения положительного заключения экспертизы на проект, необходимо проанализировать все факторы, с привлечением специалистов в данных сферах.Суть негосударственной экспертизы состоит в проверке соответствия проектно-сметной документации нормам и стандартам, в целях обеспечения безопасности и долговечности при строительстве и эксплуатации объекта, а также проверке стоимости возводимых конструкций.При строительстве и прохождении объектом негосударственной экспертизы необходимо учитывать всевозможные влияющие факторы – инфраструктура, инженерные сети, социальные объекты, транспорт, парковое хозяйство и многое другое. Каждый фактор регулируется своими нормативными правовыми актами.В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.Основной нормативный документ в РФ Конституция – первоисточник права в РФ [1]. Далее идут федеральные законы (ФЗ), ведомственные акты – приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.В нормативно-правовом регулировании проектно-сметной деятельности, в результате которой разработанная документация проходит негосударственную экспертизу, задействованы многие законы и подзаконные акты. Вся нормативно правовая база вносит определенные рамки и ограничения, которые необходимо выполнять при возведении объекта строительства, для соблюдения норм безопасности, технологичности, устойчивости, долговечности и прочих важных аспектов. Так же необходимо учитывать и социальные и исторические факторы.Для жилой застройки актуально наличие социальной инфраструктуры – детские сады, школы, медицинские и всевозможные образовательные учреждения. Транспортную доступность объекта крайне сложно переоценить, как и время, проведенное в пути до объекта. Разнообразные места отдыха, парки, лесопарки в пешей доступности жителей квартала и торгово-развлекательные центры. Вся перечисленная инфраструктура регулируется и просчитывается с учетом объема проживающего населения, количеством автотранспорта, парковочных мест и зеленых насаждений, с учетом нагрузок на инженерные сети.Для строительства производственных мощностей необходимо учитывать факторы транспортной доступности, проезда и возможность парковки грузовиков, устройство веток железнодорожного транспорта. Транспортная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю и внутреннею логистику объекта, включенного в окружающую территорию. Доставка сотрудников на производства. Возможность подвоза строительных грузов на большегрузных автомобилях.Крайне важна геологоразведка, выявление резерва мощностей инженерных сетей (электричество, канализация, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), позволяющих подключать к энергообеспечению объекты капитального строительства.Все вышеперечисленные факторы учитываются при прохождении негосударственной экспертизы и определяются разными нормативно-правовыми актами.Для безаварийной эксплуатации возведенных зданий и сооружений необходимо на стадии проекта объекта просчитать все факторы с целью сведения к минимуму возможных негативных последствий. При прохождении негосударственной экспертизы есть возможность вносить изменения в проект, для исправления недостатков в проектно-сметной документации.Необходимо отметить, что при составлении проектно-сметной документации могут быть задействованы разные методы составление смет, однако все они одинаково опираются на нормативно-правовые основы.Сейчас популярен Базово-Индексный Метод (БИМ), однако с учетом реформы февраля 2023 года происходит плавный переход по регионам страны, в ходе которого сметная документация по всем новым договорам (контрактам) должна составляться с учетом Ресурсно-Индексного Метода (РИМ), в котором ресурсы (материалы) оцениваются по региональным расценкам.Структура негосударственной экспертизы регулируется законодательством и состоит из:правил и требований к организации негосударственной экспертизы [2, ст. 50],правил и требований к квалификационному составу персонала [2, ст. 49],правил и требований к проведению негосударственной экспертизы, приказ Минстроя РФ № 955/пр [19].Основными источниками, регулирующими составление сметной документации по проекту, предложенному заказчиком, являются:Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г. № 190-ФЗ [2, ст. 1., ст. 8.3., ст. 8.4., ст. 48., ст. 48.1., ст. 49., ст. 57.2.],Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ [3, гл. 37., ст. 743],Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ [4],Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ [5],Федеральный закон от 03.07.2016г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [6],Постановление Правительства РФ от 05.03.2007г. № 145 «О порядке организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» [7],Постановление Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» [8],Постановление Правительства РФ от 23.12.2016г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» [11],Постановление Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» [10],Постановление Правительства РФ от 12.05.2017г. № 563 «О порядке и обоснованиях заключения контрактов, предметом которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, …» [12],Постановление Правительства РФ от 27.05.2022г. № 963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» [13],Приказ Минстроя РФ от 23.12.2019г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта…» (регистрация в Минюсте РФ от 03.02.2020г. № 57401) [16],Приказ Минстроя РФ от 05.06.2018г. № 336/пр «Об утверждении строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого является строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (регистрация в Минюсте РФ от 23.10.2018г. № 52400) [15],Приказ Минстроя РФ от 24.10.2017г. № 1470/пр «О порядке формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов» [14],Приказ Минстроя РФ от 04.08.2020г. № 421/пр «Об утверждении методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» [17],Приказ Минстроя РФ № 557/пр от 07.07.2022г. «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости…№ 421/пр» [18].Сложность и многообразие, влияющих факторов на объект строительства, обуславливают большой объем нормативно правового регулирования структуры негосударственной экспертизы для повышения безопасности возводимых зданий и сооружений.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Ланина О.А. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1730 - 1739. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23204 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*