'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  157 просмотров

Үсенбай А.К.

  


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
на протяжении многих столетий единственной технологией обучения была устоявшаяся, проверенная временем, так называемая, классическая или школьная форма организации обучения с дисциплинарным подходом к обучению, в которой сочетаются такие виды, как: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта и т.д. Формы таких видов за продолжительное время показали высокий уровень эффективности и полюбились многими педагогами, но тем самым прогрессивные изменения в данной области заметно приостановились. В свою очередь в большинстве других сфер человеческой жизни и деятельности, в результате научно-технической революции, происходили большие изменения. Основное отличие этой системы от классической заключается в ее технологической базе. Технологическое обеспечение, особенно современное, крайне неразвито в традиционном образовании, которое опирается в большей на обучение с непосредственным контактом учитель – ученик и печатные материалы (учебники, пособия, задания для выполнения и т.д.). В свою очередь современная система образования ориентирована на внедрение и активное использование высокого потенциала информационно коммуникационных технологий   

Ключевые слова:
дистанционное обучение, технология, образовательный процесс, компьютер, самостоятельная работа учащихся   


УДК 1

Үсенбай А.К.

Магистрант 2 курса, ОП 7М01501 – Информатика,

Международный Университет Астана

(Республика Казахстан,  г. Нур-Султан)

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

 «Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени» [1].

Зачастую дистанционное обучение понимается, как учебный процесс под руководством учителя. Данный процесс может быть двух видов: реализуется только посредством сетевых технологий или внедряется в традиционный образовательный процесс. Все они выделяют следующие цели при обучении в дистанционной форме: подготовка по отдельным учебным предметам для сдачи экзаменов; подготовка к поступлению в учебные заведения различного профиля; более детальное изучение определенной темы, раздела факультативного курса, в целях компенсации времени, затрагиваемом на уроках; корректировка уровня знаний по определенной дисциплине; базовый курс программы для учащихся, которые по различным причинам не могут посещать школу всегда или в течение произвольного промежутка времени; дополнительное образование по отдельным направлениям, интересующим учащегося. Разработчики технологии дистанционного обучения указывают на следующие его особенности:

- гибкость (построение индивидуальной траектории изучения курса, дисциплины и получения необходимого объема знаний);

- дальнодействие (подразумевает возможность обучения в любом удобном или необходимом месте дислокации учащегося);

- асинхронность (преподаватель и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе);

- массовость (количество обучающихся не имеет ограничений, кроме возможностей компьютерной системы);

- рентабельность (экономическая эффективность дистанционного обучения;

- в среднем они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле;

- новая роль учителя (на него возлагаются следующие функции: координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д.);

- новая роль обучающегося (требуется высокий уровень мотивации учащегося, самоорганизации, трудолюбие и определенный базовый уровень знаний) [2].

В удаленной форме применяются многопользовательские видеоконференции, в которых каждый участник по очереди или в произвольном порядке может высказывать свое мнение и вносить свою лепту в ход обсуждения или решения проблемной ситуации. Такие мероприятия могут сопровождаться так же и без демонстрации на экране всех участников, но для них имеется голосовой и не голосовой чаты, в которых участники семинара задают вопросы или отвечают на них. Из особенностей данного метода можно выделить возможность с проверкой содержания речевой цепочки, или же с ее отсутствием. В литературе и на техническом языке процесс проверки переписки называют «модерацией» [3]. Значит для реализации такой формы занятия, как и в классическом ее варианте, требуется определенное время на разработку темы, содержания и логической линии проведения семинара, требуется объявить всем участникам процесса о времени и дате проведения данного мероприятия, что очень эффективно реализуется посредством рассылки электронных писем и не стоит забывать о разработке системы оценки каждого из участников, ведь каждая деятельность должна быть оценена. Что касается технической реализации и требований к рабочему месту участников, то тут необходимо минимально компьютер, веб-камера и микрофон. Все эти средства обычно реализуются в ноутбуках, при наличии которых не требуется дополнительно докупать какое-то оборудование. Следующая форма занятия – «консультации». Консультации предполагают руководство учителя работой учащихся или помощью в освоении материала, вынесенного на самостоятельное изучение. Виды данной формы работы представлены на Рисунке 1.

При проведении консультаций мы можем наблюдать действие или проявление индивидуальных свойств обучающегося (его моральные и интеллектуальные качества, особенности сознания и психики обучаемого, под последним следует понимать воображение, память, мышление и внимание). В рамках реализации консультирования посредством систем удаленного обучения применяются преимущественно видео-конференции или переписка посредством электронной почты [4]. Следует заметить, что инструменты для осуществления переписки имеются и в самих системах удаленного обучения, поэтому не всегда приходится прибегать к сторонним сервисам. Опять же выбор инструмента общения для оказания консультаций зависит от аппаратного обеспечения места учащегося и учителя. Как правило, место учителя бывает оборудовано всем необходимым, а вот у учащегося не всегда предоставляется такая возможность, поэтому можно воспользоваться теми же чат-сервисами и средствами электронной переписки.

В реализации дистанционного обучения большой популярностью пользуются тестовые формы контроля, поскольку они выполняются автоматизировано или полностью автоматически, что влечет за собой меньшую затрату временных ресурсов учителя для проверки этих работ. К тому же современные тестирующие системы обеспечены возможностью анализа развернутых ответов, даваемых учащимся [5]. Классификацию организации контрольных мероприятий посредством системы дистанционного обучения можно рассмотреть на Рисунке 2. Изучение многообразия способов проведения контроля при удаленном обучении позволяют выделить два целесообразных типа: самоконтроль и регламентный контроль.

Говоря о самостоятельной работе в дистанционном формате, следует выделить несколько специфичных распространенных его форм: чат-занятия, веб-занятия, веб-конференции. Остановимся на каждом из них подробнее. Чат-занятия – синхронная форма организации, так как каждый участник такой работы в режиме реального времени может наблюдать за ходом выполнения работы, общаясь при этом с каждым из участников процесса. Такая практическая работа носит массовый характер и не подходит для индивидуальной работы. Подобная форма организации подходит больше для работы всего класса или определенной подгруппы. Веб-занятия - данная форма отличается возможностью реализации более длительных работ, которые не требуют одновременного присутствия всех участников образовательного процесса. Эта форма работы больше напоминает распространенный в сети форум, на котором обсуждается какой-то отдельный вопрос. Естественно, отличия заключаются в специализированных инструментах работы. Веб-конференции – проводятся «лицом к лицу», то есть участники самостоятельной работы присутствуют заранее запланированной встрече и могут видеть не только учителя, организующего данную форму, но и своих «коллег». Рассмотрев виды реализации самостоятельной работы учащихся, обратим внимание на достаточно требовательную к вычислительным и сетевым ресурсам систему, которая обеспечит указанные требования. По этой причине, для проведения специфичных форм, организаторы обращаются к сторонним бесплатным сервисам, доступным в сети Интернет [6].

Для эффективной организации самостоятельной работы учащихся старших классов по информатике и ИКТ необходимо: а) при разработке заданий учитывать особенности организации удаленного обучения (подробный инструктаж, исчерпывающее содержание заданий, организация основной и дополнительной литературы, постановка четких сроков сдачи выполненных работ и т.д.) [7]; б) необходима разработка подробных критериев оценивания выполненной работы, чтобы учащийся мог ориентироваться в ходе выполнения работы на какую оценку он может претендовать; в) к различным формам выполнения самостоятельной работы необходимы подробные методические рекомендации, позволяющие учащемуся сориентироваться и научиться соблюдать базовые требования к тому или иному виду работы; г. после апробации разработанных материалов на практике, согласно распространенным методикам, необходимо провести оценку эффективности использования удаленных технологий минимум по двум критериям верхнего уровня – при низких показателях необходима доработка методического обеспечения учебного процесса [8]. Следует отметить, что дистанционные образовательные технологии для реализации самостоятельной работы старшеклассников находит свое место в образовательном процессе и позволяет не только на достаточном уровне организовать работу, но и сэкономить время учителя, занимаемое на консультациях или уроках. Предоставляется более гибкий график работы в данном направлении, что уменьшает психологическую нагрузку, позволяет развивать уровень дисциплинированности, самоорганизации и ответственности у учащихся. Конечно же, не стоит полностью уповать на возможности удаленных систем, для начала учителю нужно отработать рациональную методику для повышения эффективности, которая в следствии начнет приносить свои плоды [9]. Организация самостоятельных работ может эффективно использоваться и на других учебных дисциплинах, в виду довольно большой гибкости возможностей систем дистанционного обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Пряничникова, Я.Д. Критериальный подход к оценке качества образования [Текст] / Я.Д. Пряничникова // Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». - 2017. - № 1. - С. 83-92.

Рихтер, Т.В. Новые подходы к преподаванию информатики [Электронный ресурс] : методическое пособие / Т.В. Рихтер. — Электрон. текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2009. — 65 c. — 2257-8786. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54867.html, 1 October 2018 12:43:30

Рихтер, Т.В. Избранные вопросы методики преподавания информатики [Электронный ресурс] : методическое пособие / Т.В. Рихтер. — Электрон. текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2010. — 115 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47868.html, 4 December 2018 08:17:50

Салаватова А. Р. Качество дистанционного обучения, классификация подходов / А. Р. Салаватова // Смарт-регион: возможности электронного обучения: сб. стат. 1-й научн.-практ. конф. Уфа: Нефтегазовое дело, 2013. С. 112−118.

Салаватова, А. Р. Анализ факторов, влияющих на качество дистанционного обучения / А. Р. Салаватова // Смарт-регион: возможности 86 электронного обучения: сб. стат. 2-й научн.-практ. конф. Уфа: Нефтегазовое дело, 2014. – С. 131−135.

Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М. - 2005. - 224 с.

Селеменев С.В. Как в электронной форме предоставлять учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. – Саратов: Изд. СГУ, 2010. – С. 94-105.

Тихомирова, Н. В. Оценка качества электронного обучения [Электронный ресурс].:// Новые технологии оценки качества образования: X международный форум гильдии экспертов в сфере профессионального образования (Москва, 13 - 14 ноября 2015 г.). Режим доступа: http://expertnica.ru/images/pdf/tihomirova.pdf, 12 November 2018 11:41:35

Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие [Текст] / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - Москва : Дашков и К, 2007. - 292 с.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Үсенбай А.К. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №9 (42) том 1. С. 4 - 10. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2321 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.