'
Сейтмуханов Б.Б.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОЦЕССОМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ В БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НЬЮ-ЙОРКА *
Аннотация:
в этой статье будет рассмотрена методика мониторинга и оценки процесса превращения сети автомобильного транспорта города в безопасную среду для жителей города на примере программы «Vision Zero», реализованной в Нью-Йорке. "Vision Zero" - это комплексная программа, направленная на значительное снижение количества дорожно-транспортных происшествий и травм участников дорожного движения.В статье подробно описаны методы сбора данных, включая использование муниципальных отделов, технологических источников (GPS-трекеры, датчики, камеры наблюдения и дроны) и социальных опросов. Данные анализируются с помощью географических информационных систем (ГИС), тепловых карт и пространственного анализа для определения зон риска и факторов риска.
Ключевые слова:
ГИС, система GPS, инфраструктура города, пространственный анализ, мониторинг, атрибут данных, географические координаты, топографические данные, ландшафт
Введение. Безопасность дорожного движения - важная задача современного градостроительства, особенно в крупных городах. В Нью-Йорке, где наблюдается рост населения и плотности транспорта, эти вызовы стали основой для запуска программы «Vision Zero». Её цель - снижение числа аварий, травм и смертей на дорогах. Программа основана на системном подходе, включающем разработку инфраструктурных решений и применение современных технологий - ГИС и GPS. С их помощью осуществляется сбор и анализ данных о ДТП, что позволяет выявлять опасные участки и разрабатывать меры по их устранению. Исследование программы «Vision Zero New York» позволяет выделить эффективные практики, которые могут быть адаптированы для повышения дорожной безопасности в других городах. Полученные выводы особенно актуальны для Астаны, где вопросы транспортной безопасности также требуют комплексного подхода.1. Необходимость и значение превращения городских улиц в безопасную среду для горожан. В настоящее время более половины населения мира проживает в городах, и к 2050 году ожидается удвоение численности городского населения. Поэтому урбанизация считается одним из важнейших процессов современности.Ещё в XX веке стало очевидно, что городская среда влияет на образ жизни горожан, а также на их коммуникации с другими людьми. Городская среда напрямую влияет на эмоционально-психологическое состояние и здоровье населения. Все её составляющие - уровень шума, структура улиц и зданий, запахи, инфраструктура и др. - оказывают влияние на человека. Поэтому жители городов, учитывая негативные стороны городской среды, начали задумываться о необходимости создания экологически чистого, комфортного и благоприятного для здоровья пространства.Сегодня основными угрозами для большинства людей являются болезни, голод, экологические проблемы, уличная преступность и бытовое насилие. Для части населения опасность исходит не от внешних факторов, а от личных обстоятельств. Поэтому оценивать безопасность городской среды, опираясь лишь на один тип угроз, невозможно. Необходим комплексный подход, который учитывает все внутренние и внешние факторы, а также потенциал их снижения [1]..Основная задача специалистов в области градостроительства и проектирования - сформировать гармоничную структуру города, обеспечив общее пространство и условия для активной жизнедеятельности, труда и отдыха всех категорий населения за счёт комплексного и гибкого использования территории и элементов городской инфраструктуры. Чувство безопасности является базовой потребностью человека и преобладает над социальными нуждами [2].2. Проект «Vision Zero»: цель, структура, решаемые задачи. «Vision Zero» - это городская программа, впервые запущенная в Нью-Йорке в 2014 году с целью устранения смертности и серьёзных травм на дорогах. Программа направлена на создание безопасной дорожной среды для всех участников движения в городе. В основе «Vision Zero» лежит убеждение, что ни одна смерть или серьёзная травма на дорогах не является приемлемой и все подобные случаи можно предотвратить.Программа включает в себя ряд мероприятий, таких как обзор дорожной инфраструктуры, внедрение новых технологий безопасности, просветительские кампании и законодательные инициативы. Основные принципы программы «Vision Zero» включают снижение скоростных ограничений, улучшение видимости дорог и дорожных знаков, защиту уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов), анализ данных и управление безопасностью дорожного движения после аварий.Тяжёлых аварий можно избежать, и никто не должен погибать или получать серьёзные травмы на наших дорогах. Это основное убеждение инициативы «Vision Zero» - программы города Нью-Йорка по обеспечению безопасности на улицах. С 2014 года город Нью-Йорк инвестирует в комплексные инженерные решения, меры по обеспечению правопорядка и стратегии просвещения, которые приближают нас к цели - ноль смертей и тяжёлых травм. Основанная на данных и признании того, что жертвы не являются ни неизбежными, ни допустимыми, «Vision Zero» привела к самым безопасным годам в истории улиц Нью-Йорка. Но даже одной смерти нельзя допустить - мы не остановимся в инновациях и пересмотре подходов, пока не достигнем цели.Сделать Нью-Йорк самым безопасным мегаполисом в мире - это больше, чем просто реализация государственных программ и политик. Это требует участия граждан и движения снизу вверх. Это требует вовлечённости законодательного собрания штата, законодателей, различных отраслей, управляющих транспортом, компаний и органов власти. «Vision Zero» призывает каждого жителя Нью-Йорка присоединиться к общественному диалогу о безопасности на улицах и внести свой вклад в создание безопасного дорожного пространства.Использование геодезии и картографии при реализации проекта. На сайте «Vision Zero View» представлены мониторинговые карты, предназначенные для различных целей. На рисунке 2 отображены точки, в которых произошли крупные дорожно-транспортные происшествия на территории города. Также период времени, в который произошло событие, отображается в виде отдельного графика вплоть до конкретного часа.Рис. 1. Схема мониторинга дорожно-транспортных происшествий на сайте «Vision Zero View».Кроме того, на платформе наряду с картой дорожно-транспортных происшествий представлена карта всех улиц и территорий различного назначения. Здесь отображены как пешеходные дорожки и зоны, так и расположение специальных дорожных приподнятых участков вдоль улиц.Рис. 2. Схема улиц и различных территорий на сайте «Vision Zero View».Одна из самых важных и интересных карт, которую можно увидеть на данном сайте - это схема городских дорог, разделённых по ограничению скорости. Здесь представлены ограничения скорости в зависимости от плотности застройки, численности населения и административного значения дороги.Рис. 3. Схема автомобильных дорог с ограничением скорости на сайте «Vision Zero View».На данном изображении представлено административно-территориальное деление города Нью-Йорка. Также показана мониторинговая карта происшествий по районам, округам городского совета, общественным округам и территориям, подведомственным полицейским участкам. Кроме того, можно просматривать все данные по каждому из этих районов [5].Рис. 4. Мониторинговая карта по административно-территориальному делению на сайте «Vision Zero View».Все картографические данные обработаны в программе «ArcGIS» на платформе компании Esri. Благодаря доступу к атрибутивной информации каждого слоя можно получить полные сведения о городе [6].Рис. 5. Можно обрабатывать информацию о различных слоях карты в программе «ArcGIS».Пути интеграции проекта в городе Астана.Для интеграции программы «Vision Zero New York» в Астане или создания аналогичной программы необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Прежде всего, требуется сбор данных о дорожно-транспортных происшествиях, включая место, время и причины аварий. Это поможет определить наиболее опасные участки и понять основные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Для выявления тенденций и оценки эффективности принимаемых мер крайне важно проводить систематический анализ этих данных.Рис. 6. Мониторинговая карта количества дорожно-транспортных происшествий по Акмолинской области [8].Затем необходимо разработать инфраструктурные изменения для повышения безопасности. Это может включать улучшенное освещение, дополнительные светофоры, пешеходные переходы, а также специальные полосы для велосипедистов и пешеходов. Кроме того, дороги могут быть перепроектированы с целью снижения скорости движения и уменьшения вероятности столкновений между транспортом и пешеходами.Активное участие населения и просветительские кампании - ещё один важный аспект. Это может повысить осведомлённость о проблеме и вовлечь жителей в создание безопасной уличной среды. Информирование водителей о правилах дорожного движения и последствиях их нарушения, а также внедрение образовательных программ для пешеходов и велосипедистов могут значительно сократить количество ДТП.Рис. 7. Карта местоположения и типов дорожно-транспортных происшествий в городе Астана [8].Также необходимо усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения. Это может включать увеличение количества камер видеонаблюдения, увеличение количества полицейских патрулей и ужесточение наказаний за нарушение ПДД.Реализация программы «Vision Zero» требует координации действий различных коммунальных служб и ведомств. Создание межведомственных рабочих групп обеспечит согласованную работу всех участников и повысит эффективность принимаемых мер. Регулярные встречи и обмен информацией помогут оперативно реагировать на возникающие проблемы и корректировать стратегии в зависимости от текущей ситуации.Картография также помогает визуализировать собранные данные и создавать карты, отображающие опасные зоны, концентрацию аварий и другие ключевые элементы. Такие карты можно использовать для анализа безопасности дорожного движения, выявления проблемных участков и разработки эффективных решений.Рис. 8. Схема плотности дорожно-транспортных происшествий в городе Астана.Кроме того, геодезия и картография необходимы для создания систем мониторинга и контроля движения. Геоинформационные системы (ГИС) могут использоваться для отслеживания транспортных потоков в реальном времени, управления светофорами и другой инфраструктурой, а также реагирования на аварии и другие происшествия.Трёхмерное моделирование также играет важную роль, позволяя визуализировать и анализировать состояние дорог и инфраструктуры в 3D. Это помогает оценить видимость, проанализировать потенциальные столкновения между транспортом и пешеходами и разработать меры по повышению безопасности.Пример плана оценки эффективности включает квартальные и годовые оценки. В рамках квартальной оценки собираются и анализируются данные о происшествиях за последний квартал, и составляется итоговый отчёт для внутреннего пользования. Годовая оценка включает всесторонний анализ годовых данных, подготовку подробного отчёта для общественности и проведение общественных слушаний для обсуждения результатов и получения обратной связи. Долгосрочный анализ тенденций осуществляется на основе данных за несколько лет с целью выявления устойчивых изменений, оценки общей эффективности программы и корректировки стратегий на основе полученных результатов.Заключение. Анализ программы «Vision Zero New York» показывает, что комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения, основанный на передовых технологиях и методах, позволяет значительно сократить количество аварий, травм и смертельных исходов на городских дорогах. Ключевыми элементами успешной программы являются систематический сбор и анализ данных, развитие инфраструктурных изменений с использованием лучших практик, а также постоянный мониторинг и оценка эффективности реализуемых мер.Программа «Vision Zero» может служить примером для других городов, стремящихся создать безопасную транспортную сеть. Применение передового опыта и уникальных особенностей Нью-Йорка может способствовать повышению безопасности дорожного движения в других мегаполисах.В частности, для Астаны внедрение подобной программы стало бы важным шагом на пути к созданию безопасной и комфортной городской среды. Системный подход к сбору и анализу данных, использование технологий ГИС и GPS, активное взаимодействие с гражданами и межведомственное сотрудничество являются основой для успешной реализации целей по снижению количества дорожно-транспортных происшествий и повышению безопасности дорожного движения.Таким образом, в статье подчёркивается важность системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и даются конкретные рекомендации по адаптации и внедрению методологии «Vision Zero» в других городах.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Сейтмуханов Б.Б. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОЦЕССОМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ В БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НЬЮ-ЙОРКА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1791 - 1803. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23211 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*