'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  195 просмотров

Бутяйкина Л.С., Терентьева М.А.

  


ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ ИНТЕРЬЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье затрагивается проблема гармоничного развития личности ребенка и нахождения форм работы воспитателя ДОО в углублении эстетических впечатлений детей дошкольного возраста средствами декоративно-оформительской деятельности в интерьере музыкального зала   

Ключевые слова:
эстетическое развитие, декоративно-оформительская деятельность дошкольников, украшение музыкального зала, совместное участие, общественная значимость продукта деятельности   


УДК 1

Бутяйкина Л.С.

Преподаватель специальных дисциплин

Гуманитарно-педагогический колледж

Государственный гуманитарно-технологический университет

(Россия, г. Орехово-Зуево)

 

Терентьева М.А.

Преподаватель специальных дисциплин

Гуманитарно-педагогический колледж

Государственный гуманитарно-технологический университет

(Россия, г. Орехово-Зуево)

 

ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ИНТЕРЬЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА ДЕТСКОГО САДА

КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Для детей дошкольного возраста музыкальный зал – особое место в детском саду. Музыкальное занятие для них любимая деятельность, в процессе которой они могут проявить эмоции, пережить яркие эстетические чувства. В музыкальном зале проходят все праздники, которые ждут и дети, и взрослые. Это место, где активно решается цель современного эстетического воспитания – формирование гармоничной индивидуальности человека, способного видеть и ценить красоту жизни. Цель диктует перед педагогами ДОО постановку задач эстетического воспитания: развитие мышления – образного и ассоциативного, потенциала для творчества ребенка. Составляющие эстетического развития прописывает ФГОС ДО: эстетическое отношение к окружающей действительности; самостоятельная творческая деятельность детей – изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и др.

Дети дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности стремятся к результату действия. Важно, что мотивом выступает общественная значимость продукта деятельности. Привлекая к посильному участию в оформлении и украшении эстетической среды, мы формируем детско-взрослое сообщество. В детском саду детям должно быть уютно и хорошо, чтобы они воспринимали его как свой общий дом и чувствовали себя там хозяевами.

Сегодня торговыми сетями предлагается широкий ассортимент элементов интерьерных украшений, которыми быстро, без особых усилий можно украсить музыкальный зал к любому торжеству, празднику. Будет и красиво, и аккуратно и быстрее. Дети все реже привлекаются к украшению зала, взрослые делают для них все сами, готовя воспитанникам «сюрприз».

Нам же кажется, что педагогически целесообразно украшать интерьеры в сотворчестве с детьми. Совместное участие в украшении зала может помочь в решении задач формирования чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду, формировать у детей положительное отношение к детскому саду. В дни общественных праздников (День космонавтики, 9 мая), обращая внимание детей на красочное оформление детского сада, мы не только воспитываем чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, но и страны, к ее истории, патриотическую гордость за ее достижения. Показывая как это нам важно, воспитываем любовь к культуре своего народа, ее традициям.

В процессе подготовки к празднику, когда дети не только готовятся читать стихи и исполнять музыкальные номера, но и участвуют в украшении музыкального зала, изготовлении атрибутов, процесс их личностного развития происходит интенсивнее. Развиваются умения мыслить творчески, воображать и фантазировать, развивается эстетический вкус. Видя, что продукт их творческого труда ценится окружающими, находит применение в таком важном событии, как подготовка праздника, дети вдохновляются, испытывают сильные положительные эмоции.

Немаловажно вспомнить, что такой совместный творческий труд развивает коммуникативные способности. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединять свои рисунки и поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет оформлять, у них развивается такое ценное качество, как коллективизм.

Для творческой деятельности необходимо ребенку применить умственную и физическую активность, трудовые усилия, определенные умения. Дети приобретают опыт использования инструментов и ручную умелость, усваивают специфику изобразительных техник. Формированию трудолюбия способствует развитие таких качеств, как упорство, внимание и выдержка. Привлекая детей к оформлению музыкального зала к праздникам, мы воспитываем умение трудиться творчески, добиваться желаемого результата.

Воспитательный успех детской оформительской работы зависит от наличия художественных материалов: красок, разных по размеру и форме кистей, разных видов бумаги и т.п.; удобно оборудованного места для осуществления этой деятельности; правильной организации всего процесса.

На первых порах, когда у детей слишком мал опыт в оформлении, воспитатель советует и предлагает материалы, затем все больше предоставляет им самостоятельный выбор.

Старшим дошкольникам в элементарной форме доступно понять зависимость выразительных средств от темы праздника. Осенний праздник хорошо дополняют живые цветы, листья. Новогодний праздник особенно любим детьми, так как он проходит в атмосфере сказки и ожидания подарков. С удовольствием принимая участие в подготовке музыкально-поэтических выступлений, дети также готовят подарки, игрушки на елку, элементы декораций и костюмов, помогают развешивать украшения. Все, что приносит радость зимних забав – снежинки, снежные комки и снеговики, яркие огоньки – присутствуют в оформлении. Декоративное оформление Дня защитников отечества и праздника Победы 9 мая должно быть торжественным и нарядным. Допустимо использовать элементы военной тематики в сочетании с символами мира – голуби, оливковая ветвь. Международный женский день отмечается в детском саду как праздник мам и бабушек. Основной темой оформления традиционно являются весенние цветы. Основная тема первомайского праздника – это мирный труд, дружба на земле. Он совпадает с расцветом природы, поэтому цветовое оформление может быть ярким, разноцветным. Изображение веток с распускающимися цветами настроит на радостные эмоции детей и взрослых. Особую роль в воспитании уважения и любви к культуре своего народа играют народные праздники. Дети с удовольствием будут участвовать в украшении праздничных костюмов. Они могут изготовить бусы из папье-маше, кокошники, пояски. В оформлении ежегодных проводов выпускников подготовительной группы в школу должны обязательно присутствовать и их достижения: выставки рисунков, поделок. Особое место может занять в оформлении зала экспозиция фотографий выпускников, их жизни в детском саду.

 В практике детских садов обучение продуктивным видам деятельности ведется отдельно: рисование, аппликация, конструирование из бумаги, картона, бросового материала. Декоративно-оформительская деятельность объединяет и дополняет их в новых формах при решении творческой задачи украшения музыкального зала. Обучение этой деятельности может осуществляться в разных формах организации – как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Эта работа ведется не только в процессе оформления музыкального зала к тому или иному празднику, но и к всевозможным развлечениям.

 В отсутствии знаний и навыков декораторской работы дети будут испытывать затруднения. Поэтому, особенно на первых порах, необходимо педагогам ДОО оказывать им помощь. Постепенно учить, готовить их к этой интересной и полезной работе, чтобы проводить с ними оформление праздников и развлечений в музыкальном зале.

Процесс оформления музыкального зала к празднику можно назвать проектной деятельностью, потому что он включает в себя несколько этапов: знакомство с содержанием праздника, обсуждение образцов и примеров, выбор материалов и средств, создание эскизов и макетов, распределение заданий, воплощение замысла. Этапность работы – залог успеха, а, главное, дети приобретают правильные трудовые навыки. Такая подготовка исключает механический подход к выполнению поручений, пробуждает авторское отношение детей к декоративно-оформительскому творчеству.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста по силам выполнить отдельные элементы украшений. Роль педагога – напомнить приемы рисования, конструирования, дать технические указания в процессе действия. Старшие дошкольники уже могут более активно участвовать в оформлении праздника. Им надо предоставить возможность проявить свое представление о красивом, дать больше самостоятельности.

В этом возрасте активно развивается воображение. Педагог, одобряя высказывания детей, направляет внимание на то, что нужно не только придумать содержание оформления, но и продумать способы изготовления, подбор материалов и замещение тех, которых нет. Разумеется, детям не всегда легко связно изложить свой замысел. Этому должен учить воспитатель. Наглядная демонстрация образцов праздничного убранства музыкального зала средствами презентаций, видеоматериалов, фотографий, эскизов знакомит детей с выразительными средствами украшения помещения, рассказывает о том, как важно учитывать тему праздника.

 Воспитатель предлагает осмотреть помещение, обращает внимание на свободные участки стен, их окраску, чтобы оценить возможность их использования в оформлении; рассказывает о том, как будет выглядеть центральная стена, объясняет, что они могут дополнить. Если дети затрудняются в выборе, задавать им наводящие вопросы, советовать вспомнить, чему они научились на занятиях продуктивными видами деятельности.

Метод беседы – один из важных в обучении детей дизайну. Воспитатель и музыкальный руководитель, задавая детям вопросы, должны внимательно прислушиваться к их предложениям. Проводя беседы с детьми о содержании праздника, надо предлагать им высказаться о вариантах его оформления. Вначале дети могут выполнить один элемент этого украшения. Но постепенно от праздника к празднику дети все больше вовлекаются в творческий процесс. Важно чтобы участвовали все, отбирали нужные варианты украшения все вместе под руководством взрослого. Дети должны почувствовать себя соучастниками важного коллективного действия.

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать варианты. Развивает способность к некоторому сравнительному анализу. С помощью вопросов направляет внимание на главное в оформлении, к его колористическому решению. Беседа может начаться с рассказа воспитателя, а затем с помощью вопросов можно привлечь и детей к высказыванию своих мнений. В заключение педагог обобщает высказывания детей. Помогает найти в них общее. Составить совместный общий вариант, общее видение. Полезно сопровождать обсуждение рисунком на доске мелом, в процессе обсуждения можно легко вносить поправки. Роль воспитателя – подвести детей к общему решению, обратить внимание на главное, распределить поручения, помочь составлять план работы. Можно предложить детям нарисовать предварительные эскизы. В результате такой работы развивается интерес к дизайну, как виду изобразительной деятельности. Интерес этот поддерживается возможностью самим придумывать и самостоятельно реализовывать свой замысел. Дети должны понять сочетание красоты с назначением, декор должен подчиняться общей идее праздника.

Организация оформления музыкального зала к праздникам и торжествам позволяет детям приобрести начальный опыт в дизайне, дополняет музыкальные впечатления, способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников. Вдохновляя идеей общественного события, желанием украшать мир, педагоги ДОО могут наиболее действенно воздействовать на личность ребенка, развивая ее всесторонней и гармоничной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Орлова Т.Э., Сабаева О.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. – М.: Учитель, 2016. – 244 с.

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М.Дорофеевой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020.-368 с.

 

Butyaykina L.S.

teacher of special disciplines

Humanities and Pedagogical College

State Humanitarian and Technological University

(Russia, Orekhovo-Zuevo)

 

Terentyeva M.A.

teacher of special disciplines

Humanities and Pedagogical College

State Humanitarian and Technological University

(Russia, Orekhovo-Zuevo)

 

DECORATIVE ACTIVITY IN THE INTERIOR OF THE KINDERGARTEN MUSIC HALL AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the article deals with the problem of the harmonious development of the child's personality and finding the forms of work of a preschool teacher in deepening the aesthetic impressions of preschool children by means of decorative activities in the interior of a music hall.

 

Keywords: Aesthetic development, decorative activity of preschool children, decoration of the music hall, joint participation, social significance of the product of activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бутяйкина Л.С., Терентьева М.А. ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ ИНТЕРЬЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №9 (42) том 1. С. 11 - 18. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2322 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2322



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.