'
Головина Е.А.
АРХИТЕКТУРА В КИНО КАК ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ФИЛЬМА *
Аннотация:
архитектура в кино нередко играет роль полноценного персонажа, влияя на восприятие зрителя, развитие сюжета и формирование атмосферы фильма. В данной статье рассматривается, как архитектурная среда становится активным участником повествования, на примере новой экранизации «Мастер и Маргарита» и культового фильма «Бегущий по лезвию». Анализируются визуальные стили, символизм и эмоциональное воздействие архитектуры в этих фильмах, проводится сравнение подходов к ее использованию — от исторической реконструкции Москвы 1930-х годов до киберпанкового урбанизма антиутопического Лос-Анджелеса. Также предлагается нестандартный взгляд на архитектуру как динамический элемент, способный меняться и влиять на развитие персонажей. Статья опирается на работы в области киноисследований, семиотики и архитектурной теории.
Ключевые слова:
архитектура в кино, визуальный стиль, символизм, городской ландшафт, Мастер и Маргарита, Бегущий по лезвию, урбанизм, киберпанк
ВВЕДЕНИЕ. Архитектура в кинематографе играет не только роль фона или декорации, но часто становится полноценным "персонажем", влияющим на развитие сюжета и эмоциональное восприятие зрителя. В некоторых фильмах архитектурная среда настолько значима, что без нее невозможно представить повествование. В данной статье мы рассмотрим, как архитектура выступает в роли главного героя в кино, проанализируем конкретные примеры, включая новый российский фильм "Мастер и Маргарита" режиссера М.А. Локшин и "Бегущий по лезвию" режиссера Ридли Скотта. Сравним визуальные стили этих картин [1, 5].В ходе исследования был использован метод исследования, такой как: анализ научной литературы. Бахтин М. М., 1963, (Анализ хронотопа и пространства в литературе, применимый к архитектуре в кино), Лотман Ю. М., 2000 (Теория пространства как знаковой системы, полезная для анализа киноархитектуры), Эйзенштейн С. М.,1984 (Идеи визуального повествования и взаимодействия архитектуры с киноязыком), Скотт Р., 2015 (Разбор архитектурных решений в фильме «Бегущий по лезвию»), Тюрин Ю., 2009. (Рассмотрение архитектуры в советском кинематографе, включая образ Москвы), Жижек С., 2011. (Анализ символики в кино, применимый к архитектурным решениям), Bukatman S., 1994 (Разбор влияния архитектурных элементов на атмосферу «Бегущего по лезвию»), Шарль Ж., 1985 (Понимание архитектурных стилей, используемых в кино).РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.Архитектура как активный участник повествования.Архитектура в кино способна не только рассказать о месте действии и эпохе, но и передавать внутренние состояния персонажей, символизировать идеи и конфликты. Она может создавать атмосферу, усиливать драматизм или, наоборот, служить контрастом к происходящему. В некоторых фильмах архитектурная среда становится настолько значимой, что ее можно рассматривать как самостоятельного героя [8].Грамотный архитектурный образ в фильме дает возможность больше сказать зрителю:1. Эмоциональное воздействие.Архитектура помогает создавать настроение и атмосферу фильма. Монументальные и подавляющие здания в антиутопиях вызывают чувство тревоги («Бегущий по лезвию», «Метрополис»), уютные и теплые интерьеры семейных фильмов — ощущение безопасности («Амели»).2. Психологическое влияние.Пространство в кино влияет на восприятие персонажей и их истории. Узкие коридоры создают чувство клаустрофобии («Сияние»), открытые пространства подчеркивают одиночество героя («Безумный Макс: Дорога ярости») [2].3. Символическое значение.Архитектура может олицетворять идеи и конфликты фильма. В «Мастере и Маргарите» сталинская Москва отражает контроль и репрессии, а древний Ершалаим символизирует извечную борьбу власти и морали. В «Бегущем по лезвию» гигантские корпорации буквально возвышаются над простыми людьми, подчеркивая их беззащитность перед системой.4. Визуальная эстетика и стиль.Архитектура формирует уникальный художественный язык фильма. Неоновые улицы киберпанка («Призрак в доспехах»), бруталистские конструкции в антиутопиях («1984», «Эквилибриум»), готические замки в фильмах Тима Бёртона — все это запоминается зрителю и делает фильм узнаваемым.5. Погружение в мир фильма.Реалистичность или стилизация архитектуры помогают зрителю лучше воспринять мир фильма. Достоверная реконструкция прошлого («Список Шиндлера») делает историю более убедительной, а фантастические города («Начало», «Город грехов») заставляют верить в альтернативную реальность.Архитектура в кино - это не просто фон, а инструмент, влияющий на восприятие зрителя, его эмоции и понимание фильма.Анализ фильма "Мастер и Маргарита".Архитектурное решение образа Москвы в фильме заслуживает отдельного внимания [7]. С помощью художественного решения переплетения узких московских улочек и монументальных советских зданий создается двойственность повествования, где мистическая атмосфера соседствует с реальной жизнью.Также в фильме показана активная стройка в Москве — это многослойный художественный прием, который отсылает как к историческому контексту, так и к философии романа Булгакова.Действительно, В 1930-е годы Москва находилась в состоянии масштабной реконструкции: расширяли улицы (например, Тверскую), перемещали целые дома на десятки метров, снесли многие церкви и исторические здания, осуществлялось строительство метро. Все эти изменения – результат сталинского Генплана реконструкции Москвы 1935г. [4].В фильме этот образ дает ощущение процесса разрыва с прошлым, трансформационным периодом. Как и в романе, в фильме мы видим город, поглощенный идеологией, желанием отречения всего старого и резкого перехода в новое. Стройка символизирует нестабильность, неопределенность, турбулентность. Тем ярче контраст мира Маргариты, когда она «идет по настилу в своих шелковых туфельках», это добавляет незащищенности, хрупкости красоты и мечты в этом жестком новом мире.Многие здания в фильме реальные, которые мы можем увидеть и в наше время, а некоторые из них так и остались в плане строительства, так и не были реализованы [3].Здания «гримируются» под другие, создаются гибридные локации из реальных проектов и фантазий. Смешивание многих экстерьеров одних зданий и интерьеров других – дополнительно нарушает структуру реальности, привнося больше мистики.Фильм создаёт уникальный архитектурный ландшафт, сочетая различные стили и эпохи. В визуальном оформлении фильма доминируют такие стили, как: постконструктивизм, неоклассика и ар-деко, отражая переход от авангарда 1920-х к более монументальной архитектуре 1930-х годов. Сталинские высотки символизируют мощь и величие государства, Конструктивизм отражает идею индустриализации, неоклассика и ар-деко – стремление к монументальности и декоративности [6].ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Архитектура в кино может выполнять гораздо более значимую роль, чем просто служить фоном для событий. В ряде фильмов она становится полноценным героем, влияя на восприятие зрителя, раскрывая темы и идеи сюжета. В фильме «Мастер и Маргарита» архитектура Москвы 1930-х годов передает социальные и идеологические контрасты эпохи, создавая атмосферу мистического реализма. В «Бегущем по лезвию» урбанистический ландшафт символизирует отчужденность и кризис человеческой идентичности в технологическом мире.Сравнение этих двух картин показывает, что архитектура в кино может быть использована как средство исторической реконструкции или как инструмент создания футуристического мира. Однако в обоих случаях она формирует настроение фильма, подчеркивает его темы и становится активным участником повествования.Перспективным направлением в изучении архитектуры в кино является анализ её динамической роли — как изменяющегося пространства, влияющего на развитие персонажей и их внутренние трансформации. Дальнейшие исследования могут касаться не только визуальных аспектов, но и влияния архитектурных решений на нарративные структуры и эмоциональное восприятие зрителей.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Головина Е.А. АРХИТЕКТУРА В КИНО КАК ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ФИЛЬМА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 2132 - 2137. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23255 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*