'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  167 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается вопрос о методах и приемах самопознания подростков   

Ключевые слова:
самопознание, Я-концепция, самонаблюдение, сравнение, самоотчет   


УДК 1

Рыжкова О.Б.

Педагог-психолог

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет

Гуманитарно-педагогический колледж

(г. Орехово-Зуево, Россия)

 

РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ 

 

 

Самопознание – это процесс познания самого себя, своих возможных и уже имеющихся качеств и свойств личности, а также интеллектуальных особенностей, черт характера, межличностных отношений, в которых участвует индивид.

Самопознание является психическим процессом, который отвечает за целостность единства и развития личности и длится на протяжении всей жизни.

Формирование данного процесса происходит поэтапно по мере отображения внешнего мира и познания самого себя.

Самопознание включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида:

- биологический уровень – происходит познание себя как отдельного организма;

- социальный уровень – определяет способность к научению, постижению умениям и нормам социального поведения;

- личностный уровень – проявляет возможность права выбора, принятия решений и дальнейшего определения свой жизни.

Какие методы и средства можно использовать в ходе организации подростком самопознания?

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Самопознание содействует гармоничному развитию личности подростка, становлению его Я-концепции как представления о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если Я-концепция соответствует действительности, то подросток благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов.

В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

 - Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.

- Кризис первичного самопознания – в определенный момент подросток понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными и начинает формировать свое собственное мнение.

- Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений о себе и начинается активное самопознание. Устаревшая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, взрослея, подросток приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Самопознание начинается в тот момент, когда подросток обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения.

Какие средства способствуют развитию самопознания?

Во - первых, самонаблюдение. Его цель - наблюдение за своими внутренними ощущениями и поведением. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом сознания, т.е. анализируются. Самонаблюдение дает возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Во – вторых, сравнение, заключающееся в соотнесении себя с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется полярными критериями: добрый — злой, умный — глупый, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый. Такие мерки формируются в каждом человеке на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Это позволяет выделить в себе сильные качества, которые дают силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Сравнивая себя с некоторым образцом, подросток дает себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает его к познанию и построению Я-концепции.

Важное значение имеет самоотчет. Он может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в данном периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда подросток записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у него есть, - жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать и прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности. Писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, подросток невольно сравнивает себя с этими героями.

Разнообразные методы и приемы  позволяют подростку не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. – М., 2010. – 344 с.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2011. – 464 с.

 

Ryzhkova O.B.

Educator-psychologist

State educational institution

higher education in the Moscow region

State Humanitarian and Technological University

Humanities and Pedagogical College

(Orekhovo-Zuevo, Russia)

 

THE DEVELOPMENT OF A TEENAGER'S

NEED FOR SELF-KNOWLEDGE

 

Abstract: the article raises the question of the methods and techniques of self-knowledge of adolescents.

 

Keywords: self-knowledge, self-concept, self-observation, comparison, self-report.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ // Вестник науки №9 (42) том 1. С. 54 - 58. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2331 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2331



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.