'
Рыжкова О.Б.
РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ *
Аннотация:
в статье затрагивается вопрос о методах и приемах самопознания подростков
Ключевые слова:
самопознание, Я-концепция, самонаблюдение, сравнение, самоотчет
УДК 1
Рыжкова О.Б.
Педагог-психолог
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Государственный гуманитарно-технологический университет
Гуманитарно-педагогический колледж
(г. Орехово-Зуево, Россия)
РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ
Самопознание – это процесс познания самого себя, своих возможных и уже имеющихся качеств и свойств личности, а также интеллектуальных особенностей, черт характера, межличностных отношений, в которых участвует индивид.
Самопознание является психическим процессом, который отвечает за целостность единства и развития личности и длится на протяжении всей жизни.
Формирование данного процесса происходит поэтапно по мере отображения внешнего мира и познания самого себя.
Самопознание включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида:
- биологический уровень – происходит познание себя как отдельного организма;
- социальный уровень – определяет способность к научению, постижению умениям и нормам социального поведения;
- личностный уровень – проявляет возможность права выбора, принятия решений и дальнейшего определения свой жизни.
Какие методы и средства можно использовать в ходе организации подростком самопознания?
Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.
Самопознание содействует гармоничному развитию личности подростка, становлению его Я-концепции как представления о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если Я-концепция соответствует действительности, то подросток благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов.
В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:
- Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
- Кризис первичного самопознания – в определенный момент подросток понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными и начинает формировать свое собственное мнение.
- Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений о себе и начинается активное самопознание. Устаревшая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, взрослея, подросток приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».
Самопознание начинается в тот момент, когда подросток обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения.
Какие средства способствуют развитию самопознания?
Во - первых, самонаблюдение. Его цель - наблюдение за своими внутренними ощущениями и поведением. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом сознания, т.е. анализируются. Самонаблюдение дает возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.
Во – вторых, сравнение, заключающееся в соотнесении себя с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется полярными критериями: добрый — злой, умный — глупый, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый. Такие мерки формируются в каждом человеке на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Это позволяет выделить в себе сильные качества, которые дают силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.
Сравнивая себя с некоторым образцом, подросток дает себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает его к познанию и построению Я-концепции.
Важное значение имеет самоотчет. Он может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в данном периоде.
Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда подросток записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у него есть, - жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать и прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.
Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности. Писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, подросток невольно сравнивает себя с этими героями.
Разнообразные методы и приемы позволяют подростку не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. – М., 2010. – 344 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2011. – 464 с.
Ryzhkova O.B.
Educator-psychologist
State educational institution
higher education in the Moscow region
State Humanitarian and Technological University
Humanities and Pedagogical College
(Orekhovo-Zuevo, Russia)
THE DEVELOPMENT OF A TEENAGER'S
NEED FOR SELF-KNOWLEDGE
Abstract: the article raises the question of the methods and techniques of self-knowledge of adolescents.
Keywords: self-knowledge, self-concept, self-observation, comparison, self-report.
Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 1
Ссылка для цитирования:
Рыжкова О.Б. РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКА ПОТРЕБНОСТИ В САМОПОЗНАНИИ // Вестник науки №9 (42) том 1. С. 54 - 58. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2331 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*