'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  157 просмотров

Суханова А.В.

  


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в условиях динамично меняющейся экономической среды, характеризующейся высококонкурентностью и влиянием внешних факторов, эффективное распределение и использование прибыли становится ключевым аспектом управления финансовыми результатами организаций. Работа исследует актуальные подходы к повышению эффективности управления прибылью, включая анализ существующих практик, выявление проблем и поиск резервов для увеличения финансовых показателей. Упор делается на роли анализа различных видов прибыли и их взаимосвязи с рентабельностью, а также на важности системного подхода в управлении прибылью, который должен охватывать все аспекты деятельности предприятия: от планирования до адаптации управленческих решений. В качестве основного вывода подчеркивается, что управление прибылью – это не только задача финансового управления, но и комплексный процесс, требующий вовлечения всех подразделений организации.   

Ключевые слова:
прибыль, рентабельность, управление прибылью, эффективность, финансовые результаты, системный подход, анализ прибыли, экономические условия, управление затратами, инвестиции   


Пространство деловой активности, как хорошо известно, является одной из наиболее динамичных сфер приложения человеческих усилий, поскольку существует в условиях постоянного изменения социальных, правовых, административно-регуляционных, экономических, технологических, технических, экологических, идеологических и иных обстоятельств, вынуждено быстро и адекватно приспосабливаться к рыночной конъюнктуре, конкурентному давлению, динамике потребительских нужд, запросов и предпочтений и т.д., чтобы успешно реализовывать текущие и перспективные целевые задания по получению прибыли, составляющие смысл любой деловой инициативы. В сущности, речь идёт о потенциале делового предприятия успешно нивелировать или преодолевать негативный эффект разнообразных риск-факторов деловой активности и рыночно-конкурентной среды, принимать на себя и должным образом исполнять обязательства как в оперативном плане, так и на долгосрочном горизонте, поддерживая при этом бесперебойное и эффективное функционирование во всех аспектах своего внутреннего устройства и операций на рынке, обеспечивая удовлетворительные финансовые итоги и достаточно высокую результативность деловой практики.С целью предельно точной диагностики этого потенциала бизнес-субъекта, к настоящему моменту в системе корпоративной финансовой аналитики сформирован целый спектр расчетных показателей и комплексный расчетно-оценочный аналитический инструментарий, позволяющий не только установить текущие значения соответствующих индикаторов, но и проследить тенденции их изменения в ретроспективе. Получая соответствующие данные на регулярной основе, менеджмент имеет возможность судить о текущем состоянии дел в организации в финансовом аспекте, отслеживать его динамику, вовремя обнаруживать рискованные и неприемлемые отклонения, принимать адекватные регулирующие решения и конкретные меры, основательно разрабатывать и последовательно реализовывать текущие и перспективные плановые ориентиры и задачи.Отсюда вытекает настоятельная потребность любой организации в формировании исчерпывающей, грамотно структурированной, достоверной и актуальной информационной базы, применении правильно подобранного и эффективного аналитического инструментария, качественной организации учётно-аналитической работы.По мнению Названова К.В., в практическом плане данный итог подразделяют на брутто или валовый (поступления за вычетом издержек) и нетто или чистый (брутто-итог за вычетом обязательных платежей) [3, с.68].С точки зрения каждого отдельно взятого делового предприятия (бизнес-субъекта), прибыль – одновременно положительный итог его функционирования и источник финансовых ресурсов для продолжения и расширения своей бизнес-практики (А.А. Крохалев) [1, с.147].Для учетно-аналитических целей, для официальной публикации и при расчете обязательных платежей в государственную финансовую систему принято выделять различные по структурному составу категории прибыли, которые являются, по существу, индикаторами качества и результативности ведения дел, позволяют владельцам и менеджменту бизнеса оценить влияние различных факторов на его итоги в финансовом измерении, выявлять проблемные зоны и «узкие места» для последующего их устранения, а с внешней стороны – рассматривать, взвешивать и принимать решения о сотрудничестве деловым предприятием в том или ином аспекте (контрагенты, кредиторы, инвесторы и т.д.)Прибыль в бизнесе выступает не просто как положительный финансовый итог, но как ключевой индикатор жизнеспособности организации. Наличие прибыли свидетельствует о правильной стратегии развития, возможности масштабирования, привлечения инвестиций и формирования надежной команды. В условиях ее отсутствия предприятия зачастую погружаются в режим выживания, сталкиваясь с необходимостью постоянной борьбы с кризисами, что приводит к дестабилизации управленческих процессов. Рл словам Е.С. Паниной, именно поэтому управление прибылью предприятия должно быть встроено в системный подход, а не являться спонтанной реакцией на текущую финансовую отчетность [4, с.214].Управление прибылью представляет собой интегрированную систему, охватывающую все этапы: от планирования и анализа до организации, контроля и адаптации процессов, оказывающих влияние на финансовые результаты. Следует отметить, что прибыль не является конечным результатом только работы финансовых или коммерческих подразделений. Она образуется в результате взаимодействия различных функций компании, таких как маркетинг, производство, логистика, информационные технологии и принятие управленческих решений. Важно осознавать, что для достижения устойчивых финансовых результатов необходим комплексный подход, учитывающий все аспекты бизнес-деятельности предприятия.Важно понимать, что прибыль – это управляемый результат, а не случайная удача. Она складывается из выручки, затрат, налогов, структуры бизнеса и качества внутренней коммуникации. По мнению Ю.С. Шевченко, управление формированием прибыли предприятия – это способность видеть всю картину, от первого касания клиента до распределения денежных потоков [8, с.427].Одна из наиболее распространенных ошибок среди владельцев бизнеса заключается в уверенности, что наличие продаж автоматически приводит к образованию прибыли. В условиях современных рыночных реалий, характеризующихся ростом конкуренции, увеличением затрат, налоговой нагрузкой и колебаниями спроса, такая вера может оказаться обманчивой, поскольку все перечисленные факторы способны «съесть» прибыль еще до ее фактического формирования. Поэтому организация процесса управления прибылью на предприятии должна основываться на четко сформулированных целях, тщательном анализе данных и регулярном контроле финансовых показателей. Как отмечает К.Э. Тюльпаков, ключевыми принципами данного подхода являются системность, требующая интеграции всех бизнес-процессов, что предполагает взаимодействие различных подразделений, прозрачность, когда все участники, начиная от владельца и заканчивая линейными менеджерами, осознают, как их действия отражаются на финансовых результатах компании, ориентированность на результат, подразумевающая оценку каждого управленческого решения через призму его влияния на доходность, гибкость, которая подразумевает возможность адаптации к постоянно меняющимся условиям рынка, а также осознанное целеполагание, которое означает необходимость четкого понимания, сколько и откуда ожидается прибыль для достижения финансовых успехов [6, с.48].Функции управления прибылью в организации играют ключевую роль в обеспечении ее финансовой стабильности и процветания. Эти функции включают в себя анализ, прогнозирование, планирование, организацию, контроль, коррекцию и разработку системы стимулирования. Для того чтобы прибыль компании стала предсказуемым и контролируемым результатом, а не случайным совпадением, необходимо создать комплексную систему управления, которая будет включать в себя три ключевых направления: экономика, организация и мотивация. Эти три взаимосвязанных блока формируют основу всей системы управления прибылью. Каждый из них решает свои специфические задачи, но только при синхронной работе всех трех направлений, возможно, достичь устойчивого роста и финансовой стабильности.В процессе повышения эффективности распределения и использования прибыли следует учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо детально анализировать источники дохода и расходы, чтобы выявить резервы для увеличения прибыли. По словам Л.Н. Устиновой, это может включать в себя оптимизацию производственных процессов, повышение качества продукции и услуг, что в свою очередь может привести к увеличению спроса и, следовательно, доходов [7, с.52].Во-вторых, важно рассмотреть стратегии управления затратами. Снижение издержек может быть достигнуто за счет внедрения современных технологий, автоматизации процессов, улучшения логистики и рационального использования ресурсов. Таким образом, организация сможет не только сократить расходы, но и повысить свою общую эффективность.Кроме того, управление дебиторской задолженностью играет значительную роль в повышении эффективности использования прибыли. Своевременное получение платежей от клиентов позволяет освободить денежные средства для дальнейших инвестиций и улучшения финансовой ликвидности.Привлечение инвестиций также является важным направлением. Разработка эффективной инвестиционной стратегии позволяет не только использовать текущую прибыль более рационально, но и создавать благоприятные условия для роста и расширения бизнеса. Это может включать в себя как внутренние инвестиции, так и внешние, например, привлечение венчурного капитала или кредитных ресурсов.Компетентные в данной предметной области учёные и практикующие профессионалы обозначают целый спектр конкретных традиционных и новаторских возможностей для сохранения и улучшения итогов и результативности деловой практики в финансовом аспекте, включая:– предельно допустимое в конкретных обстоятельствах ведения дел сокращение издержек,– максимизация продажных цен с учётом объективно существующих рыночно-конкурентных условий и индивидуальных преимуществ предлагаемого к продаже рыночного продукта,– освоение новых территориальных и продуктовых рыночных сегментов,– завоевание, укрепление приверженности и расширение целевой потребительской аудитории (маркетинг, организация предложения и т.д.),– организация производства вспомогательных изделий, предложение сопутствующего сервиса и т.д.,– минимизация объемов и непрерывный контроль аккуратного исполнения обязательств перед компанией (Т.А. Рыжкова) [5, с.83],– поддержание объемных и качественных параметров ресурсоснабжения на уровне, минимально необходимом для получения удовлетворительных результатов,– высококачественный риск-менеджмент, поддержание рационального баланса между уровнем рискованности и результативности деловой практики, формирование страховых резервов,– поддержание предельно допустимого технологической технической точки зрения уровня полезного использования производственных возможностей,– обеспечение на приемлемом уровне объемов капитальных вложений по наиболее выгодным перспективным направлениям,– адекватная и взвешенная оценка и расход имеющегося финансового потенциала бизнеса,– стимулирование максимально высокой отдачи и выработки располагаемого компанией трудового потенциала (Р.С. Куготов) [1, с.29].Обобщая мнения наиболее авторитетных специалистов, можно заключить, что в спектре возможностей для сохранения и улучшения итогов и результативности бизнес-практики с финансовой точки зрения наиболее действенными и много обещающими являются оптимизация издержек, эффективный менеджмент долгов перед организацией и иных существенных для ведения дел активов, формирование страховых фондов, а также уровень и качество капитальных вложений. Управление прибылью организации – это комплекс мероприятий и стратегий, направленных на оптимизацию доходов и расходов с целью повышения финансовых результатов. Важно понимать, что управление прибылью включает как активные меры по увеличению доходов, так и поиски резервов для снижения затрат.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Суханова А.В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 313 - 321. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23310 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23310



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.