'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 40

Просмотры  143 просмотров

Тухбатуллин Б.А., Нигматзянова Л.Р.

  


РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается состояние и динамика цифровой экономики России, ее роль в экономике и обществе, а также основные проблемы и перспективы развития. Цифровая экономика включает отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровизацию традиционных секторов (промышленности, услуг и т.д.). В последнее время наблюдается резкий рост инвестиций в цифровую сферу и широкое распространение цифровых сервисов. Однако сохраняются трудности кадрового и инфраструктурного характера, которые сдерживают развитие. В статье приводятся статистические данные о проникновении интернета и мобильно-сетевых технологий, об использовании цифровых услуг бизнесом и гражданами, а также анализируются проблемы (кадры, цифровой разрыв, кибербезопасность) и перспективы (госпрограммы, новые технологии). Результаты анализа основаны на данных Росстата, Министерства цифрового развития РФ, исследовательских отчетах и отраслевых публикациях.   

Ключевые слова:
цифровая экономика, цифровизация, ИКТ, Интернет, электронные госуслуги, цифровая инфраструктура, проблемы, перспективы   


Развитие цифровой экономики в современной России.Цифровая экономика считается одной из приоритетных направлений модернизации экономики России. Согласно официальным оценкам и исследованиям, в последние годы резко выросли затраты на цифровую трансформацию: так, по данным совокупного анализа Минцифры и Росстата, валовые внутренние расходы на развитие цифровой экономики в 2021 г. превысили 4,8 трлн руб. (рост на 19,3% к 2020 г.). Это свидетельствует о возрастающей роли цифровых технологий в экономике страны. Цифровая экономика предполагает создание и использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также широкое внедрение цифровых сервисов в промышленность, бизнес, государственное управление и сферу услуг. В настоящей работе анализируется текущее состояние этой сферы в России, оцениваются достигнутые результаты и выявляются основные ограничения и факторы будущего роста.Современное состояние цифровой экономики.По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, на долю ИКТ-сектора приходится небольшая часть ВВП – в 2018 г. добавленная стоимость ИКТ достигла лишь 2,443 трлн руб., что составляло примерно 2,6% ВВП. В период 2015–2018 гг. доля ИКТ в ВВП колебалась около 2,6–2,8%. Таким образом, Россия пока заметно уступает развитым странам по масштабам ИКТ-отрасли. Вместе с тем инвестиции в цифровизацию растут: например, в 2021 г. на приобретение оборудования, программного обеспечения и услуг ИКТ было потрачено 4,8 трлн руб. (на 19,3% больше, чем годом ранее). Структура этих затрат показывает приоритет вложений в «железо» (33,5% от общей суммы) и телекоммуникационные услуги (30,6%).Инфраструктура связи и доступ к интернету расширяются. По данным на начало 2024 г., 130,4 млн россиян (90,4% населения) пользуются интернетом, а активных пользователей социальных сетей — 106,0 млн (73,5% населения). Число мобильных подключений превышает население страны: на начало 2024 г. зафиксировано 219,8 млн мобильных соединений (что составляет 152,5% от населения). Практически у 84% домохозяйств России имеется доступ в интернет (против 80% в 2020 г.). При этом средний тарифный план на домашний интернет держится на уровне 2017 г. (около 571 руб. в месяц), что вместе с активным распространением смартфонов и мобильного интернета способствует высокой цифровой доступности.Цифровые технологии все активнее проникают в бизнес и госуправление. Значительная доля компаний использует облачные решения и аналитику больших данных: по данным на 2021 г., более 27% российских предприятий применяют облачные сервисы, около 26% – технологии «big data». Популярность приобретают и другие инструменты автоматизации, например RFID-метки и интернет вещей. В государственном секторе массовыми стали электронные услуги: свыше 85% граждан получают различные гос- и муниципальные услуги в электронном виде (из них 68% – через официальные сайты и порталы государственных органов). Особой популярностью пользуются цифровые сервисы среди молодого населения. Таким образом, Россия достигла высокого уровня цифровой активности пользователей и предприятий, что создает базу для дальнейшего развития цифровой экономики.Проблемы цифровизации экономики.Несмотря на успехи, в развитии цифровой экономики существуют значительные проблемы. Одной из главных является дефицит квалифицированных IT кадров. После начала вооруженного конфликта в феврале 2022 г. отмечен массовый отъезд российских IT специалистов за рубеж. По оценке отраслевых экспертов, ушедшие кадры приведут к нехватке профессионалов для реализации сложных цифровых проектов. Ежегодная подготовка IT специалистов растет, но без согласования с потребностями реального сектора отток квалифицированных кадров может сдерживать внедрение инноваций.Кроме того, сохраняются региональные цифровые разрывы. В крупных городах и экономически развитых регионах обеспечено почти полное покрытие сетей связи, тогда как в сельской местности и удаленных территориях часть населения по-прежнему не имеет устойчивого доступа к высокоскоростному интернету. В 2021 г. около 16% домохозяйств в целом (преимущественно в сельской местности) оставались без подключения. Это создает неравные условия для цифровизации экономики по территории страны.Существует и проблема цифровой грамотности и доверия пользователей. Небольшой, но заметной группой (порядка 4%) являются граждане, отказывающиеся от интернета из-за опасений за безопасность своих данных. Кроме того, часть населения (особенно старшего возраста) испытывает недостаток навыков работы с современными цифровыми сервисами. Все это ограничивает потенциальное число активных пользователей высокотехнологичных услуг.Наконец, существуют технические и организационные барьеры: например, дефицит отечественных разработок высокопроизводительных чипов и критической инфраструктуры осложняет переход на передовые стандарты связи (5G/6G) и на надежные программные решения. Хотя государство выделяет средства на развитие сетей нового поколения, процесс их развёртывания идет медленно. Важным вопросом остаются также стандартизация данных, кибербезопасность и нормативно-правовое регулирование цифровой деятельности – без четких правил и механизмов защиты граждан и бизнеса доверие к цифровым сервисам может расти медленнее.Перспективы развития цифровой экономики.Несмотря на перечисленные трудности, перспективы цифровой экономики в России остаются значительными. Правительство и бизнес продолжают реализовывать национальные программы и стратегические инициативы, направленные на расширение цифровизации. Ожидается дальнейшее увеличение инвестиций в цифровую инфраструктуру: например, разработана программа развития сети 5G/6G (с ресурсами порядка 4,5 млрд руб. до 2030 г.), а в бюджете заложены средства на развитие искусственного интеллекта, Интернета вещей и биометрических технологий. Активно развивается электронное правительство – совершенствуются порталы и госуслуги, что должно повысить эффективность госуправления и расширить цифровое взаимодействие власти и населения.В промышленности и традиционных отраслях закладываются основы «Индустрии 4.0»: внедряются автоматизированные производства, умные роботы, системы удаленного мониторинга и управления. Развиваются цифровые решения в здравоохранении (телемедицина, электронные медицинские карты), образовании (онлайн-обучение, цифровые классы), финансах (электронные платежи, цифровой рубль) и других сферах. Рост использования данных и сервисов стимулируется повышением скорости интернет-соединений (планируется дальнейшее расширение оптических сетей и мобильного покрытия), внедрением 5G и развитием сети гражданских дата-центров.Позитивной тенденцией считается также расширение научных исследований в области цифровых технологий: хотя на начало 2020-х гг. доля России в мировом ИКТ-R&D была невысока (около 2–3% от мировых расходов на НИОКР), государство планирует увеличить финансирование НИОКР и образовательных программ по направлениям IT. Развитие рынка высокотехнологических стартапов и венчурных инвестиций дополнительно стимулирует инновации.Таким образом, в перспективе цифровая экономика может стать одним из драйверов роста национальной экономики, обеспечивая повышение производительности труда и конкурентоспособности. При условии адекватной поддержки проектов и преодоления текущих проблем доля ИКТ-сектора и связанных с ним сфер в ВВП России может существенно вырасти.Выводы.Цифровая экономика в России демонстрирует уверенный рост: увеличиваются инвестиции в ИКТ, растет доля пользователей цифровых сервисов и совершенствуется инфраструктура связи. Государственные и коммерческие организации все активнее внедряют облачные технологии, Big Data и другие цифровые инструменты. Вместе с тем остаются значимые проблемы – дефицит квалифицированных кадров и отток IT специалистов, цифровой разрыв регионов и нерешенные вопросы безопасности и нормативной базы. Успех дальнейшего развития зависит от того, насколько эффективно будут решаться эти задачи. Государственная поддержка, целевые инвестиции и развитие образования в области ИКТ должны смягчить существующие ограничения. При успешной цифровизации отраслей промышленности, сферы услуг и государственного управления цифровая экономика России может стать мощным фактором устойчивого экономического роста и социальной трансформации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тухбатуллин Б.А., Нигматзянова Л.Р. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 322 - 328. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23311 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23311



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.