'
Беляева А.Е., Синёва Н.А.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ): ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ *
Аннотация:
в работе рассмотрены особенности правового режима международного усыновления (удочерения) в основных международных актах, рассматриваемой области. Проведен анализ деятельности международных организаций, которые непосредственно регулируют процесс международного усыновления (удочерения). В результате анализа обозначены актуальные проблемы реализации рассматриваемого института, предложены пути их решения. В заключении сформулирован вывод о том, что международные договоры и соглашения в области усыновления (удочерения) играют важную роль в обеспечении прав и безопасности детей, а международные организации обеспечивают эффективное исполнение этих норм и стандартов.
Ключевые слова:
усыновление, международные договоры, права ребенка, международные организации, правовые стандарты, интересы ребенка, защита детей
Международное усыновление (удочерение) (далее по тексту- международное усыновление) представляет собой важную и многогранную социальную политику, которая в последнее время значима как на национальном уровне, так и на международном. На государство возложена обязанность заботиться о детях, которые остались без попечения родителей. Как отмечает Е.А. Рыбалка, на практике многие государства сталкиваются с различными проблемами при выполнении этих обязательств, в связи с недоработками в законодательстве и практике, что приводит к неэффективной работе органов опеки и попечительства [1, с. 67]. Именно поэтому важно исследовать правовой режим международного усыновления, а также рассмотреть роль международных организаций и их взаимодействие с государством, занимающим центральное место в процессе усыновления.Международное усыновление регламентируется рядом международных соглашений и договоров.Декларация прав ребенка 1959 года [2] является важным документом, который провозглашает основные права детей, которые должны быть защищены государствами. В ней были провозглашены десять принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Каждый ребенок, вовлеченный в процесс международного усыновления, должен быть обеспечен правами на семью, безопасность, развитие и защиту от любых форм эксплуатации. Данная Декларация заложила значительную «правовую базу» в основу дальнейших международных стандартов в области защиты прав детей, в том числе и в сфере усыновления. Н.И. Марышева в своей работе отмечает, что «отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм» [3, с. 76].Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 года (пересмотренная, 2008 год) [4] является важным международным актом, регулирующий усыновление детей в странах Европы и устанавливающий общие принципы и стандарты для защиты прав детей и обеспечения их благополучия в процессе усыновления. В документе прописаны условия, без соблюдения которых усыновление не будет считаться признанным в других странах – участницах. Данная Конвенция, обеспечивает порядок, при котором национальное законодательство по защите детей применяется не только при усыновлении детей самого государства-участника, но и при усыновлении в каком-либо государстве-участнике детей из другого государства-участника. Конвенция приравнивает права ребенка, усыновленного в отношении усыновителей с правами ребенка, рожденного в браке в отношении отца и матери. Дополнительные принципы усыновления, внесённые в Европейскую конвенцию, применяются в программах профессиональной подготовки работников социальной сферы, по вопросам сокрытия личности усыновителя от семьи ребёнка и для дискретности процедуры усыновления.Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 года [5]. особое внимание уделяет вопросам передачи детей на воспитание и усыновления, основная цель которого заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его биологические родители. Так, двенадцать статей (с 13 по 24 статью) рассматриваемой Декларации посвящены вопросам усыновления, они провозглашают главные принципы усыновления, которые являются базовыми позициями в вопросах усыновления, они проходят «красной нитью» во всех договорах и соглашениях по вопросам усыновления. По мнению Любимова А.П., термин «декларация», который употребляется в данном контексте, означает, что этот международный документ не является юридически обязательным. «Принятие такого рода международного документа происходит для демонстрации того, что стороны планируют декларировать определённые намерения» [6, с. 14].Невозможно не согласиться с мнением Шведчиковой Е.В. о том, что Конвенция о правах ребенка 1989 года [7] является основополагающим международным актом в области защиты детей, определяющим «юридическую ответственность государств в отношении детей», устанавливающий широкий спектр прав детей, направленный на их защиту и обеспечение благополучия [8, с. 39]. В преамбуле Конвенции отмечается особая уязвимость такой категории населения, как дети (самостоятельный субъект права, интересы которого являются приоритетом), подчеркивается важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, а в частности – в развивающихся странах.Впервые была установлена ответственность государств за ее реализацию, предусматривался контроль за ее исполнением. Кроме этого, данный международный акт, акцентирует свое внимание на том, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком. В ст. 20 предусматривается право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством для ребенка, «который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении».Ряд конвенций по проблеме усыновления были приняты по инициативе Гаагской конференции по международному частному праву. Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 года [9] с целью формирования общих правил признания решений об усыновлении. Данный международный документ регулирует правовые аспекты, связанные с усыновлением: определяет страну рассмотрения дела об усыновлении, если речь идет о международных случаях, определяет, применяемые законы, в случае усыновления между странами. (это важно, так как различные страны могут иметь разные подходы к правам и процедурам усыновления), гарантирует признание решения о международном усыновлении в других странах, подписавших соглашение, признает в первую очередь интересы ребенка и соблюдение международных стандартов защиты его прав. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 года [10] установила конкретные требования к межгосударственному усыновлению, при которых компетентные органы государства происхождения допускают усыновление, подробно регулирует обязанности центральных органов стран-участниц и уполномоченных ими организаций, а также закрепляет процедуры, правила признания усыновления и его последствия и др. для стран-участников, обязывая их сотрудничать с друг другом на всех этапах усыновления. Для контроля за исполнением положений документа предусмотрено создание Центральных инспекций. Также Конвенцией определяются последствия признания усыновления, специально устанавливается, что никто не должен извлекать неоправданную финансовую или иную выгоду из деятельности, связанной с международным усыновлением.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года [11] так же содержит нормы об усыновлении. Усыновление или его отмена осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное (ст. 40).В некоторых международных договорах прослеживается взаимный интерес государств, направленный на максимальную защиту прав ребенка, указывается широкий круг требований к кандидатам в усыновители, что является гарантией защиты прав ребенка. Например, Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей [12], ратифицированный в России 09.11.2009 г. уделяет большое значение кандидатам в усыновители, требованиям, установленные к усыновителям, акцентирует внимание на защиту интересов ребенка, обязывает уполномоченный орган следить за процессом усыновления, а также за процессом адаптации и воспитания, усыновляемого в новых социальных условиях. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей [13], ратифицированный в России 28.07.2012 г. закрепляет, что при усыновлении применяется законодательство государства происхождения. Государство происхождения - Договаривающаяся Сторона, гражданином которой является ребенок и в которой он постоянно проживает или проживал до усыновления. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей [14], ратифицированный в России 08.03.2015 г. регламентирует сотрудничество уполномоченных органов Договаривающихся сторон, закрепляет принцип взаимной помощи и содействия Договаривающихся Сторон.Невозможно не отметить некоторые специализированные учреждения ООН — самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве.Детский фонд ООН (UNICEF) 1946 г. — международная организация, занимающаяся защитой прав детей по всему миру, поддерживает выполнение Конвенции о защите детей, следит за соблюдением прав детей на образование, медицинскую помощь, защиту от насилия и эксплуатации, а также за правом на участие в жизни общества. На данный момент организация активно сотрудничает с правительствами, партнёрами и местными сообществами, чтобы обеспечить детям все необходимые условия для безопасного и здорового роста. В годовом отчете о своей деятельности за 2023 г. отражены области достижения целей. Так, в достижении цели, связанной с защитой детей, наблюдается значительный прогресс по сравнению с предыдущим годом: программами воспитания были охвачены 11,8 миллиона родителей и лиц, осуществляющих уход, 34,7 миллиона детей, подростков, родителей и опекунов воспользовались услугами по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке, 4,5 миллиона детей пережившие насилие получили медицинские, социальные, юридические и правоохранительные услуги [15]. Стоит отметить, что Детский фонд ООН (UNICEF) регулярно публикует на официальном сайте отчеты о ситуации с правами детей в разных странах, в том числе по вопросам усыновления и оказывает консультации государствам по улучшению правовой базы, касающейся защиты детей.Международная организация по миграции (МОМ) — международная межправительственная организация, созданная для содействия управлению миграцией, занимается оказанием помощи детям, оставшимся без попечения родителей в таких ситуациях, обеспечение их защиты, а также содействие в поиске семейной или временной опеки. Данная организация была основана в 1951 году с целью оказания помощи перемещающимся людям, обеспечивая их безопасность, поддержку и защиту. Важно отметить, что Международная организация по миграции работает с различными партнёрами, включая государственные органы, неправительственные организации и другие международные учреждения для обеспечения безопасности и защиты детей. В рамках своей деятельности организация принимает участие в проектах, связанных с детьми, которые, например, оказались в трудной ситуации из-за миграции, войны или насилия [16].Международная социальная служба (ISS) — международная организация (аккредитована при Экономическом и Социальном совете Организации Объединённых Наций (ЭКОСОС)) оказывает помощь и поддержку людям, которые столкнулись с социальными проблемами международного характера (влияние миграционных процессов, защита прав детей, семейные конфликты, требующие межгосударственного взаимодействия). Одной из важных задач организации является содействие международному сотрудничеству и обмену опытом между странами по вопросам усыновления, а также создание устойчивых и безопасных систем защиты прав детей посредством анализа законов и передового опыта в исследуемой области, пропаганды «права каждого ребёнка на воспитание в семье», обучения всех заинтересованных сторон, участвующим в защите детей, оставшихся без попечения родителей, альтернативному уходу, основам международного усыновления и т.д. [17].Стоит отметить, что многие международные организации, например, такие как Детский фонд ООН и Международная социальная служба, реализуют совместные проекты с целью укрепления международных стандартов в области усыновления: проводят мониторинг по реализации международных стандартов и принципов усыновления в разных странах, что в дальнейшем способствует улучшению законодательства на разных уровнях, работают над оказанием поддержки детям, проходящим процесс усыновления, а также их новым семьям (консультации и психосоциальную помощь), что способствует адаптации и преодоления возможных трудностей, связанных с переездом и сменой семейной обстановки. Важно обозначить, что такие организации как ЮНЕСКО, Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения не занимаются напрямую вопросами усыновления, но при этом они занимают важную роль в создании условий для благополучия детей. В некоторых случаях они могут взаимодействовать с другими организациями (Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)) [18].Международные договоры и соглашения, проанализированные выше, выступают нормативной базой для международных организаций, создавая рамки, в которых эти организации могут действовать. В свою очередь, международные организации обеспечивают практическую реализацию этих договоров и соглашений. Например, когда возникают международные споры или проблемы, связанные с усыновлением (например, спор о правомерности усыновления), международные организации помогают разрешить эти вопросы через механизмы, предусмотренные Гаагской конвенцией. Организации, такие как Гаагская конференция по международному частному праву и Детский фонд ООН, проводят регулярный мониторинг того, как государства выполняют свои обязательства в области усыновления. Это включает в себя проверку наличия соответствующих законов и процедур в стране, а также наблюдение за реальными практиками усыновления.Одной из значимых проблем при реализации деятельностей международных организаций по вопросу усыновления является неэффективность обмена опытом в этой сфере.Во- первых, различия в законодательных и правовых системах усложняют ситуацию, препятствуют созданию правовых стандартов усыновления, которые будут эффективно применяться на практике, и затрудняют обмен опытом, поскольку каждая страна вынуждена адаптировать международные практики к своему правовому контексту. В условиях цифровизации создание онлайн-платформ для обмена опытом в сфере усыновления становится необходимым. Создание и разработка базы данных (приложения, единого портала), где будут отображаться правовое аспекты, успешные примеры усыновления в различных странах, проводиться видеоуроки по вопросу адаптации (детей, подготовка усыновителей) может способствовать объединению организаций, работающих в сфере усыновления, правозащитных организаций и международных организаций обмениваться данными, исследованиями и успешными практиками.Во-вторых, из-за того, что в некоторых странах существует строгая конфиденциальность в отношении усыновлённых детей и усыновителей затрудняется процесс обмена данными о реальных случаях усыновления, исследованиями и результатами. В данном случае можно предложить использовать стандартизированную систему шифрования для каждого пользователя, а также использовать ограничение доступа к той информации, которую пользователь хочет скрыть.В-третьих, для обеспечения соблюдения стандартов необходимо создать системы контроля и мониторинга на всех этапах процесса усыновления, начиная с подачи заявлений и заканчивая наблюдением за благополучием детей после усыновления. В данном случае, необходимо рассмотреть вопрос об использовании искусственного интеллекта для обработки больших объёмов данных о процессе усыновления, таких как демографические данные, данные о детях, истории усыновления, результаты адаптации и т.д., автоматизации некоторых процессов, которые значительно ускорят контроль и мониторинг в указанной сфере.Также, поддержка стран с низким уровнем ресурсов в вопросах усыновления является важным аспектом для международного сообщества. В большинстве случаев такие страны ограничены финансовыми средствами, квалифицированными специалистами и имеют слабую правовую базу, что, безусловно, усложняет процесс выстраивания эффективной и безопасной системы в исследуемой сфере. В данном случае возможна поддержка как со стороны иных организаций (обучение специалистов, развитие инфраструктуры, улучшение системы регистрации детей, а также укрепление законодательной базы), так и со стороны государства путем введения грантов, субсидий или налоговых льгот для организаций, работающих в сфере усыновления. Это может помочь стимулировать местные инициативы и привлечь больше ресурсов для развития этой сферы.Сегодня можно констатировать, что проблема международного усыновления носит глобальный характер на международной арене. Анализ вышеперечисленных международных актов и международных организаций позволяет обозначить, что международные договоры и соглашения в области усыновления играют важную и значимую роль в обеспечении прав и безопасности детей, а международные организации обеспечивают эффективное исполнение этих норм и стандартов. Несмотря на то, что международные организации принимают активное участие в развитии правовой базы в области усыновления, все еще существуют некоторые проблемы, которые необходимо разрешить с помощью международного сотрудничества и координации усилий различных стран, международных организаций и неправительственных структур, строгого соблюдения стандартов и эффективного взаимодействия между государствами.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Беляева А.Е., Синёва Н.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ): ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 390 - 402. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23320 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*