'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 56

Просмотры  113 просмотров

Кижватова Т.Н., Иерусалимская Е.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основные виды наказаний за совершения административных правонарушений юридическими лицами, а также порядок привлечения к ответственности юридических лиц.   

Ключевые слова:
административная ответственность, порядок привлечения, виды наказаний   


Административная ответственность юридических лиц представляет собой особые меры правовой ответственности, которые выражаются через реагирование государственных органов власти на незаконные действия юридических лиц. Она наступает в случае совершения административного правонарушения, проступка. На основании ст.2.1. КОАП РФ преступлением административного характера является действие (бездействие) юридического лица (физического лица), которое влечет за собой наказание на основании КоАП.КоАП указывает ряд признаков административного правонарушения, выделим их более подробно.1. Действия противоправного характера, которые способны: - нарушить нормы КоАП, - закону России,- законы субъектов России,- международные договоры и соглашения.2. Действия незаконного характера, которые могут быть выражены или в действии противоправного характера или в бездействии. Это является объективной стороной административного правонарушения. Это может быть выражено в:- совершении действий, - в факте бездействия,3. Действия, за которые по ст. 3.2 КоАП предусмотрены административные наказания.Указанные признаки закреплены в праве, в совокупности они образуют состав преступлений и позволяют выделить основание для привлечения к административной ответственности юридическое лицо.Если рассмотреть теорию административного права, то там мы можем увидеть описание административного правонарушения как систему взаимосвязанных правонарушений, состоящую из субъективных и объективных признаков, которыми конкретно описаны правонарушения и опасные деяния, например, незаконные прием граждан для лечения (целительство).Объективными элементами состава административного правонарушения являются: - объект посягательства (общественные отношения, которые регулируются правом),- объективная сторона проступка (действие или бездействие, причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) и наступившими последствиями).Нормативно-правовое регулирование деятельности юридических лиц осуществляется посредством множества федеральных законов, среди которых особое место занимают законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и др.Применение мер административного воздействия на юридических лиц требует обязательного учета положений указанных выше законов, поскольку они устанавливают основные особенности правового статуса различных видов юридических лиц.Административная ответственность, как одна из форм юридической ответственности, обладает всеми ее ключевыми характеристиками:- регулируется нормами права страны,- предполагает официальное осуждение субъекта административного правонарушения,- предполагает применение к юридическим лицам санкций, налагаемых уполномоченными органами в установленном процессуальном порядке.Отметим, что вступление в силу поправок в КоАП РФ, повлекло за собой изменения в условиях привлечения юридических лиц к ответственности за административные правонарушения.Согласно изменениям, КоАП, юридическое лицо освобождается от ответственности, если за то же нарушение к ответственности уже привлечено его должностное лицо или работник, при условии, что организация предприняла все возможные меры для соблюдения законодательных требований.Также, множественные нарушения, выявленные в ходе одной проверки и предусмотренные одной статьей КоАП РФ или регионального закона, будут рассматриваться как единое правонарушение. В случае выявления нарушений, предусмотренных разными статьями, будет применяться наиболее строгое наказание, возможно с дополнительными санкциями. Штрафы для малых предприятий и микропредприятий планируется приравнять к штрафам для индивидуальных предпринимателей.Если штраф для ИП не предусмотрен, организация выплатит от половины минимального до половины максимального штрафа, установленного для организаций за нарушение КоАП, либо 50% от фиксированной суммы, но не менее минимального штрафа для должностного лица. Данные правила не применяются, если на момент нарушения компания не была зарегистрирована в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.Таким образом, административная ответственность юридических лиц имеет ряд особенностей: к ответственности привлекаются только организации, обладающие гражданской правосубъектностью, административные наказания для юридических лиц, как правило, более строгие, чем для физических лиц, юридическое лицо может быть освобождено от ответственности ввиду малозначительности правонарушения, юридические лица часто привлекаются к ответственности за длящиеся правонарушения, КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности правопреемников юридических лиц, совершивших правонарушение, привлечение к ответственности возможно только при установлении вины и соблюдении срока давности, за несколько правонарушений организация несет ответственность за каждое из них, за исключением особых случаев.Виды административных наказаний для юридических лиц включают административный штраф, конфискацию орудия или предмета правонарушения и административное приостановление деятельности. Региональное законодательство не может устанавливать более широкие или строгие наказания, чем федеральное.Порядок привлечения к ответственности включает выявление правонарушения, сбор доказательств, вызов и составление протокола, рассмотрение дела и принятие решения. При назначении наказания учитываются характер правонарушения, имущественное и финансовое положение организации, смягчающие и отягчающие обстоятельства.Административная ответственность юридических лиц является важным правовым институтом, направленным на обеспечение соблюдения установленных правил и ограничений в их деятельности.Совершенствование механизма административной ответственности юридических лиц является непрерывным процессом, направленным на повышение эффективности правоприменения и стимулирование организаций к соблюдению законодательства. Одним из ключевых направлений является разработка и внедрение системы риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Этот подход позволяет сконцентрировать усилия контролирующих органов на наиболее проблемных сферах деятельности юридических лиц, тем самым минимизируя административное давление на добросовестный бизнес.Важным аспектом является также развитие института профилактики административных правонарушений. Превентивные меры, такие как проведение консультаций, разъяснительная работа и предоставление информации о требованиях законодательства, способствуют повышению правовой грамотности юридических лиц и снижению вероятности совершения ими правонарушений. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, который часто испытывает трудности с соблюдением всех нормативных требований.Необходимо отметить, что эффективное применение административной ответственности возможно только при условии соблюдения принципов законности, справедливости и соразмерности. Назначаемое наказание должно соответствовать характеру и тяжести совершенного правонарушения, а также учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Важно избегать формального подхода при рассмотрении дел об административных правонарушениях и учитывать все фактические обстоятельства, имеющие значение для принятия справедливого решения.В целом, административная ответственность юридических лиц играет важную роль в обеспечении законности и правопорядка в экономической сфере. Она является инструментом, способствующим формированию ответственного и социально ориентированного бизнеса, который уважает закон и соблюдает права и интересы граждан и государства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кижватова Т.Н., Иерусалимская Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 457 - 462. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23327 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23327



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.