'
Абдугалиева С.Н., Ботабекова А.К.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье рассматривается профессионально-педагогическая подготовка к трудовому воспитанию младших школьников
Ключевые слова:
педагогическая подготовка, трудовое воспитание, младшие школьники
В трудовой деятельности младших школьников в школе и семье имеются существенные потенциальные воспитательные возможности. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества. Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда. В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка. В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности. Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников в школе и семье заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития. Подготовка учителя начальных классов к трудовому воспитанию учащихся обусловлена социально-экономическими требованиями в стране, повышением роли семейного воспитания и является важной социально-педагогической проблемой. Трудовая деятельность младших школьников в общеобразовательном учреждении и семье содержит существенный воспитательный потенциал, является мощным средством формирования ценностных качеств личности ребенка и фактором, определяющим систему требований к профессионально-педагогической подготовке учителя. Подготовка к трудовому воспитанию младших школьников должна основываться на целенаправленном отборе учебного материала психологопедагогических, медико-биологических, общенаучных, общеобразовательных, методических учебных дисциплин, специального курса и педагогических практик, построении комплексного содержания и применения адекватных форм и методов познавательно-профессиональной деятельности студентов. Разработанный специальный курс «Профессионально-педагогическая подготовка к трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях» является системообразующей составляющей комплекса подготовки специалистов к указанной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая подготовке учителя к трудовому воспитанию младших школьников, это такая подготовка которая представляет собой многоаспектный процесс, объединяющий общепедагогическую и специальную подготовку, которая обусловлена возрастными особенностями и возможностями детей данного возраста.
Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1
Ссылка для цитирования:
Абдугалиева С.Н., Ботабекова А.К. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 11 - 14. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2333 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*