'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 60

Просмотры  115 просмотров

Кучма А.С., Сучкова Т.Е.

  


СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТОМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы реализации системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, несмотря на принятие соответствующих региональных законов. Проведен сравнительный анализ оплаты труда адвокатов в шести субъектах РФ (Астраханская, Нижегородская, Волгоградская, Тюменская области, Республика Крым, Камчатский край) при оказании бесплатной юридической помощи и в рамках частных соглашений. Автор отмечает, что различия в стоимости услуг между регионами не зависят от их экономического статуса, что указывает на отсутствие единого подхода к финансированию.   

Ключевые слова:
адвокат, бесплатная юридическая помощь, гражданин, оплата труда, финансирование   


В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные законы в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, направленные на реализацию Закона о юридической помощи. Однако, несмотря на это, адвокатура как один из основных субъектов оказания юридической помощи сталкивается с целым рядом вопросов в реализации программы бесплатной юридической помощи [2].Т.С. Позднякова писала о том, что сложившаяся ситуация не способствует привлекательности основных субъектов оказания бесплатной юридической помощи участвовать в данной системе, служит не эффективным инструментом в решении проблем правового нигилизма и обеспечения равного доступа к получению квалифицированной юридической помощи [4].Для примера охарактеризуем стоимость оплаты адвокатам за оказание услуг в рамках бесплатной юридической помощи и рекомендованных адвокатскими палатами субъектов РФ гонорарами за тождественные услуги в 6 субъектах РФ (таблицы 1, 2, 3).Таблица 1. Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению (Астраханская обл. и Нижегородская обл.).Таблица 2. Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению (Республика Крым и Волгоградская обл.).Таблица 3. Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению (Камчатский край и Тюменская Область).Наиболее заметна разница в сравнении простых и сложных правовых услуг. Так, если разница в оплате за простую устную консультацию варьируется от 1,7 до 17,4 раз, то рассматривая представительство в суде мы отмечаем уже разницу от 2,3 до 23,5 раза, что говорит о не просто низких, а о крайне низких ставках адвоката, предложенных регионом.Из проведенного сравнительного анализа явствует, что и адвокаты, и граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, находятся не в равных условиях и предпосылкой для этого являются разные расходные обязательства субъектов РФ при субсидировании данного института права, а также перечень таких услуг и случаев, по которым предусмотрена помощь. Рассматривая ставки по гонорарам исходя из минимальных, сформировавшихся в каждом регионе России цен на определенные услуги адвокатов, отмечается тенденция к предложению регионами РФ более низкой цены за оказание услуг в рамках систем бесплатной юридической помощи нежели минимальные ставки, определенные советом адвокатских образований того же самого региона.Разница состоит не только в стоимости услуг субсидируемой правовой помощи и оценке гонораров адвокатов по иным соглашениям, но и в оценке услуг между субъектами РФ. Интересным представляется тот факт, что даже в дотационных регионах, таких как, республика Крым и Камчатский край стоимость услуг адвокатов в рамках бесплатной юридической помощи выше, чем в регионе-доноре, как например Тюменской области.Для исправления ситуации необходимо систематизировать данные о компенсации труда адвокатов по предоставляемым категориям услуг, привести их в единообразное состояние, структурировать и закрепить на законодательном уровне, что позволит в дальнейшем принять взвешенное решение о необходимости равномерного распределения бремени регионов по оплате труда субъектов, участников системы оказания бесплатной юридической помощи субсидиарно с Российской Федерацией, чтобы в дальнейшем граждане РФ получали одинаковый комплекс услуг вне зависимости от места проживания.Одним из полномочий субъектов Российской Федерации в данной области является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, установление перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение исполнения соответствующих решений. Указанные полномочия в большинстве субъектов РФ являются средством повышения социальной защищенности граждан, проживающих на их территориях.В связи с тем, что Законом о юридической помощи, субъектам РФ представлены полномочия по повышению степени социальной защиты граждан, проживающих на данных территориях, ряд регионов расширил данный перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно к уже установленным региональными законодательными актами (г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Кемеровская, Магаданская, Нижегородская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Томская, области, Забайкальский край и др.) [5].Однако, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, может привести к нехватке кадров и времени у адвокатов для оказания такой помощи, установленному перечню категорий граждан. Адвокаты, являясь основными субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, сталкиваются с такими проблемами во многих субъектах РФ [1, 3].Во избежание проблем, связанных с высокой нагрузкой на адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи, субъектам РФ при внесении изменений в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, следует оценивать финансовые и кадровые возможности для внесения таких изменений. В данном случае соблюдение баланса интересов субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь и лиц, получающих такую помощь, позволит не допустить возникновение названной проблемы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кучма А.С., Сучкова Т.Е. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТОМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 493 - 501. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23331 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23331



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.