'
Лизунов В.В.
СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 28.12.2024 №1124 *
Аннотация:
в данной статье рассматривает актуальность проблемы экстремизма в России, подчеркивая рост экстремистских настроений в мире и стране. Анализируются основные источники угроз, включая внутренние факторы, миграцию, деструктивное влияние из-за рубежа и ситуацию на Украине. Указывается на важность комплексного подхода к противодействию экстремизму, включающего устранение социально-экономических проблем, работу с молодежью, профилактику через культуру и искусство, а также усиление контроля в интернете с использованием современных технологий.
Ключевые слова:
стратегия, преступления, профилактика, угрозы, экстремизм
Актуальность данной темы связана с ростом экстремистских настроений и радикальных действий в мире, вызванных дисбалансом общественных отношений из-за конфликтов интересов различных социальных групп. Инкорпорация антиправовых и нигилистических идеологий, усиленных национализмом и псевдорелигией, приводит к действиям, угрожающим мирному сосуществованию и безопасности граждан [3].Устранение социально-экономических и культурных проблем является ключевым фактором борьбы с экстремизмом. Особенно уязвимы к экстремистским идеям маргинализированные молодежные группы, которые подвержены воздействию идеологов экстремизма. Привлекательность их взглядов объясняется простотой и обещанием быстрых перемен. Борьба с экстремизмом среди молодежи в России должна опираться не только на репрессии госорганов, но и на ресурсы научных, медийных и общественных структур. Использование только силовых методов может усилить радикализацию среди молодежи и привести к террористическим действиям [2]. Поэтому важное место в системе предотвращения и противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде России должны занимать профилактические мероприятия, которые должны осуществляться на постоянной основе. Выработка эффективной системы профилактики и противодействия распространению экстремистских проявлений в современном обществе является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности России.В январе 2025 года глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин заявил, что в 2024 году количество уголовных дел об экстремизме, направленных в суд, увеличилось на 43% по сравнению с 2023 годом, а число обвиняемых по таким делам возросло более чем на 50% [4].В связи с возрастанием экстремисткой активности Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму в России, которая пришла на смену документу, утвержденному в 2020 году на период до 2025 года [1]. В стратегии содержится оценка основных источников угроз экстремизма в современной России, а также предлагаются меры для борьбы с данным явлением.Проанализировав данный указ, можно выделить 4 типа источников угроз экстремизма:Внутренние угрозы: Преступления, совершаемые экстремистами, оказывают негативное влияние на стабильность общественно-политического и социально-экономического развития нашей страны. Это проявляется в распространении идеологии насилия, вовлечении граждан в незаконную деятельность, финансировании экстремизма, образовании закрытых этнических и религиозных групп, а также проникновении сторонников экстремистских идей в органы власти. Экстремистские организации способствуют эскалации напряженности, акцентируя внимание на национальных вопросах и идеях «деколонизации». В целях достижения своих целей, экстремисты стремятся внедрить в органы государственной власти представителей деструктивных сил, продвигая идеи сепаратизма. Одним из методов дестабилизации является вовлечение различных групп населения к несанкционированным акциям протеста, которые могут перерасти в массовые беспорядки. Для этого активно применяются методы воздействия на общественное сознание и распространяется дезинформация, что способствует усилению радикальных настроений. Кроме того, экстремистские организации все чаще вербуют несовершеннолетних лиц, «поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности» [1].Миграция: Одним из факторов, способствующих возникновению экстремизма, является неблагоприятная ситуация с преступностью среди мигрантов в некоторых регионах России. Это нарушает баланс между национальными и религиозными группами, а также приводит к вовлечению мигрантов в экстремистские организации и радикальные идеи.Угрозы из-за рубежа: В настоящее время за пределами России наблюдается усиление попыток дестабилизировать политическую ситуацию в нашей стране, что проявляется в расширении активности зарубежных и международных неправительственных организаций, направленной против России. Российская Федерация оценивает поддержку этих действий со стороны недружественных государств как экстремистскую угрозу, включая попытки «цветных революций». К рискам также можно отнести фальсификацию истории, атаки на культурное наследие и радикализация общества. Иностранные неправительственные организации, как и их российские сторонники, ведут деятельность, направленную на подрыв основ государства под предлогом гуманитарных, образовательных и культурных проектов, провоцируя протестные настроения с использованием социально-экономических и экологических проблем.Угрозы с территории Украины: В рамках противодействия экстремизму для России приоритетной задачей является ликвидация угроз, исходящих от Украины. Распространение неонацистской идеологии и активизация радикальных националистических объединений создают серьезные экстремистские угрозы. Данные тенденции поддерживаются внешними силами, способствующими преступлениям против России, включая диверсии и теракты, а также усиливающими связи украинских неонацистов с транснациональными преступными группами. «Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против РФ и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одними из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ» [1].Исходя из этого, можно сделать вывод, что экстремизм в России представляет собой многогранную угрозу, проистекающую из внутренних факторов, проблем, связанных с миграцией, внешнего воздействия и угроз, исходящих с территории Украины. Для эффективного противодействия экстремизму необходим комплексный подход, учитывающий все эти аспекты.Выделим основные меры по борьбе с экстремизмом, указанные в данной стратегии: для борьбы с экстремизмом планируется распространение идей единства народов РФ, социокультурная интеграция новых регионов и переселенцев, а также создание условий для межконфессионального мира и согласия. Стратегия включает госзаказ на литературу и искусство, профилактирующие экстремизм, распространяющие знания о культуре народов России, и формирующие уважение к ценностям. Кроме того, для выявления экстремистского контента в интернете будут разрабатываться автоматизированные программы и создаваться единая база данных, «содержащая сведения из информационно-телекоммуникационных сетей об активности, публикациях экстремистского характера в онлайн-среде, в целях предиктивной аналитики проявлений экстремизма». Также в стратегии упомянута разработка технологий искусственного интеллекта для мониторинга интернета, «в том числе путем проведения потокового анализа данных и деанонимизации участников экстремистской деятельности». Планируется также внедрять российские технологии «для обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки, а также аутентификации этой информации» [1].Таким образом, реализация программ профилактики экстремизма предполагает серьезную квалификацию специалистов, их включение в комплексную систему профилактики правонарушений, а также способность корректировать планы и программы, учитывая быстро изменяющиеся условия жизнедеятельности, местных и групповых особенностей.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Лизунов В.В. СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 28.12.2024 №1124 // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 508 - 513. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23333 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*