'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 64

Просмотры  110 просмотров

Макотер М.И.

  


ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается институт референдума в политической системе России. Выделены основные сложности функционирования института референдума и перспективы его совершенствования. Отмечено, что даже с учетом рассмотренных в работе проблем оснований отказаться от референдума нет. Напротив, его совершенствование с учетом развития политической активности граждан России представляет важную основу становления развитого гражданского общества и правового государства.   

Ключевые слова:
референдум, политическая система, избирательная система, избирательное право, конституционное право   


Политическая система Российской Федерации предоставляет гражданам разнообразные возможности для влияния на процессы управления страной. Конституция РФ определяет Россию как демократическое государство, где суверенитет и вся власть принадлежат многонациональному народу. Тем не менее, формального провозглашения этих положений в Основном законе недостаточно для их полного воплощения в жизнь. Необходимо не только наделять граждан политическими правами, но и создавать действенные инструменты для их осуществления, которые будут признаваться, обеспечиваться и оберегаться государством. К числу важнейших политических прав россиян относятся референдум и свободные выборы - ключевые формы прямого осуществления народной власти. Этот конституционный принцип привлек к референдумам повышенное внимание и сделал их одним из приоритетных направлений исследований в современной юридической сфере.Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан России, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Виды референдумов в зависимости от уровня проведения представлены в следующей классификации.Общероссийский. Проводится на всей территории страны и направлен на решение вопросов, которые касаются всех граждан РФ. Обычно такой референдум проводят по вопросам, требующим изменения Конституции РФ, общегосударственных законов и иных ключевых аспектов государственной жизни.Региональный. Проводится в отдельном субъекте РФ. Связан с решением вопросов, затрагивающих исключительно данный регион, например, изменение статуса субъекта, административные реформы на уровне региона или иные вопросы местного значения.Местный. Охватывает муниципальные образования, например, город или район. На таком референдуме решают вопросы, связанные с территориальным устройством, вопросами благоустройства или другими темами, затрагивающими конкретное муниципальное образование.Референдум является важным элементом демократического управления, отражающим волю народа, поскольку этот институт позволяет гражданам участвовать в реализации власти как на национальном, так и на местном уровнях. В России референдумы не проводятся очень часто. В истории современной страны имели место только два федеральных референдума. Конституционный кризис 1992-1993 годов стал основанием для организации двух общенациональных референдумов, состоявшихся 25 апреля и 12 декабря 1993 года. На первом Всероссийском референдуме было предложено четыре вопроса: о доверии президенту Б. Н. Ельцину, об отношении к социально-экономической политике, о проведении досрочных выборов главы государства и народных депутатов. На втором федеральном референдуме была принята Конституция Российской Федерации [1, С. 21].В период с 1993 по 2019 год общенациональные референдумы не проводились, однако в 2020 году возникла необходимость внести изменения в ряд статей Конституции РФ. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции, принятый 14 марта 2020 года (№ 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»), ввел новую форму народного участия - Общероссийское голосование [2]. Появление этой формы голосования вызвало вопросы о различиях между процедурой референдума и Общероссийским голосованием.Если изначально возникает вопрос о целесообразности их разделения, то при детальном анализе нормативных актов обнаруживаются значительные различия в организации и проведении референдума и голосования. В отличие от референдума, который проводится на основании ряда прописанных условий, голосование инициируется решением Президента РФ и оформляется в виде указа. Установленные ограничения для инициации референдума и требования к формулировке вопросов значительно затрудняют его проведение. В свою очередь, для голосования таких ограничений нет, что позволяет проводить его в любое время и по любым вопросам.Вопрос о введении ограничений на круг субъектов, уполномоченных организовывать наблюдение за голосованием, вызывает значительные дискуссии. В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее - Закон о референдуме), существует множество субъектов, которые могут назначать наблюдателей [3]. Однако пункт 16 статьи 2 Закона о поправках утверждает, что такое право предоставляется исключительно Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам субъектов Федерации.Кроме того, в плане процедурного регулирования есть отличие в проведении агитации. Законы о референдуме и о гарантиях избирательных прав уделяют большое внимание вопросам агитации, однако для агитационного периода и методов агитации в процессе Общероссийского голосования не устанавливаются никакие ограничения. Также существует различие в юридической силе решений, принятых через голосование. Если решения референдума обладают определенными характеристиками, то статус решения, принятого в рамках Общероссийского голосования, остается неясным [4, С. 95]. Учитывая, что Общероссийское голосование рассматривается как разовая акция, нельзя утверждать, что оно заменяет общенациональный референдум.Анализ института референдума в современной России показывает, что, несмотря на наличие обширной нормативной базы, регламентирующей организацию и проведение референдумов, фактическое применение этого инструмента в конституционной практике сталкивается с серьезными трудностями. Это связано как с недостатками в правовом регулировании самого института, так и с отсутствием причин инициировать проведение референдумов. Одним из основных препятствий для регулярного проведения референдумов является высокая стоимость их организации. Традиционный способ проведения референдума требует значительных затрат. Однако с переходом в эру информационных технологий в ближайшем будущем может возникнуть возможность дистанционного голосования, что значительно упростит процесс и расширит использование этого инструмента народовластия. С учетом успешной практики применения системы Дистанционного электронного голосования в избирательном процессе, представляется важным совершенствовать данную практику с целью интеграции в процесс проведения референдума.Несовершенство законодательства в области референдума также создает барьеры на пути развития данного института. Это обстоятельство обусловлено тем, что последние изменения, которые были в законодательство о референдуме, только усложнили процедуру организации референдума. Проанализировав последние поправки, внесенные в законодательство о референдуме, можно прийти к выводу, что в подавляющем большинстве такие изменения направлены на усложнение порядка проведения референдума. Так, если анализировать порядок проведения общенационального референдума, то можно увидеть, что для инициативы проведения референдума нужно было 1 миллионов подписей участников, а теперь их количество увеличилось в целых два раза. Если сбор подписей в субъектах сначала был ограничен 200 тысячами подписей участников, то впоследствии ограничение было уменьшено до 50 тысяч. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на уровне субъекта РФ накладываются дополнительные ограничения, которые связаны с предметами ведения РФ и ее субъектов [5].Помимо, видимо, специального усложнения процедуры референдума законодатель не разрешает вопросы внутреннего противоречия ряда статей нормативных актов, связанных с предметом референдума. Например, положения ФКЗ указывают, что вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ. Данное положение можно считать необоснованным, поскольку сама Конституция принята референдумом и поэтому институализировала волю многонационального народа. Поэтому, по мнению Толстика В. А, такой отказ народу путем референдума принимать решения, требующие в последующем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ вряд ли легитимен, учитывая еще и то, что принятие новой Конституции предусмотрено именно путем референдума [6, С. 10].Перечень обозначенных неоднозначных вопросов института референдума можно продолжить еще на много пунктов вперед, нельзя не упомянуть, что ситуация также усугубляется всеобщим абсентивизмом в современном гражданском обществе. Вместе с тем, совершенствование института референдума находится в прямой взаимосвязи с политической активностью граждан.В качестве перспектив совершенствования института референдума в Российской Федерации можно обозначить следующие.Упрощение процедур инициирования, подготовки и организации референдумов, которые должны быть ориентированы на правовую активность граждан в целом. Например, при условии высокого уровня правовой активности граждан уместны более сложные процедуры инициирования референдума.Внедрение упомянутого Интернет-голосования. Дистанционный формат удобен в подсчёте голосов, приспособлен для людей с ограниченными возможностями, а также позволяет минимизировать финансовые затраты.Повышение правовой культуры и правового сознания граждан. Для этого можно использовать, например, «метод пряника», когда участие в референдуме поощряется памятными подарками, сувенирами, или «метод кнута» - устанавливать юридическую ответственность за уклонение от участия в референдумах и выборах, ориентируясь на имеющуюся международную практику [7, С. 85].Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что даже с учетом упомянутых проблем оснований отказаться от референдума нет. Напротив, его совершенствование с учетом развития политической активности граждан России представляет важную основу становления развитого гражданского общества и правового государства. Представляя собой форму непосредственной демократии, он наиболее полно раскрывает в себе возможности многонационального народа реализации, принадлежащей ему власти. Именно референдум использовался в России, а также в мировой практике, для наиболее легитимного решения важнейших вопросов государственного и общественного значения. Поэтому одним из ориентиров в развитии данного института демократии должно стать наиболее доступная возможность его реализации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Макотер М.И. ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 521 - 527. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23335 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23335



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.