'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 68

Просмотры  133 просмотров

Набокова К.Д.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ *

  


Аннотация:
в рамках настоящей статьи в общем виде исследуется специфика правовой регламентации брачно-семейных отношений в частном праве Древнего Рима. В статье, на основе анализа законов Древнего Рима исследуются особенности и порядок заключения брака, а также анализируется специфика правового положения супругов.   

Ключевые слова:
римское право, брак, отношения   


Не иначе, как в Древнем Риме началась мировая история формирования правового регулирования семейных отношений. Совокупность правовых норм, касающихся прав и обязанностей участников этих отношений, составляла один из разделов римского частного права. Брак, в римском праве делился на несколько видов: «cum manu», «sine manu» и «конкубинат». «Cum manu» – это брак, который устанавливал власть мужа над женой, в результате чего женщина становилась полностью зависимой от своего супруга.Тем не менее, уже в древности женщина могла избежать подчинения мужу. Для этого ей необходимо было заключить брак без соблюдения формальностей (sine manu), который не устанавливал власти мужа над женой. Брак sine manu представлял собой форму, основанную на равенстве супругов и независимости жены от мужа. В этом случае жена становилась хозяйкой дома и матерью детей, в то время как остальные вопросы находились в ведении мужа. Следует отметить, что брак sine manu не создавал власти мужа над женой, и она оставалась под опекой своего отца. Однако у этого типа брака была своя особенность: женщина обязана была три ночи подряд один раз в год проводить вне дома, чтобы сохранить такой брак. Важно, что эта процедура повторялась ежегодно, и если жена не покидала дом, она попадала под власть мужа, и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).В I веке до н. э. возникла особая форма брака как «конкубинат». Это постоянное сожительство двух людей, ни один из которых не состоит в браке, с целью создания совместной жизни. В рамках конкубината права как детей, так и самой конкубины были ограничены. Дети, рожденные от конкубины, не признавались законными и, следовательно, имели ограниченные наследственные права.Условия вступления в брак также имели свою уникальную специфику. Для того чтобы брачный обряд имел соответствующие правовые последствия, будущие супруги должны были соблюдать определенные правила. Некоторые из этих условий были абсолютными, то есть их выполнение было обязательным, и только в этом случае брак между римскими гражданами считался заключенным. Другие условия были относительными и требовались для оформления брачных отношений между людьми, принадлежащими к различным социальным слоям Древнего Рима.Одним из ключевых условий для заключения законного брака было достижение молодоженами совершеннолетия, то есть определенного возраста: для мальчиков этот возраст составлял 14 лет, а для девочек – 12 лет.Следующим условием было взаимное согласие на брак. Изначально достаточно было согласия лишь домовладыки. Жених выражал свою волю только при полной правоспособности, тогда как невесте требовалось согласие ее опекуна (auctoritas tutoris).Для заключения брака не совсем правоспособного лица необходимо получить согласие жениха, а также согласие главы семьи невесты и главы семьи жениха. Согласие на брак внука требуется не только от деда, но и от отца, который будет его опекуном после смерти деда. Внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и теряет статус наследницы, переходя в семью мужа. Согласие на выход из старой семьи дает невесте глава ее семьи.Столь важным условием для вступления в брак было наличие у пары правомочия заключить его по закону. Ограничения на брак могли возникать из-за того, что жених и невеста принадлежали к различным социальным слоям (позднее сословиям), имели родственные связи или, в редких случаях, из-за других отношений. Например, согласно Закону Канулия (445 г. до н. э.), браки между патрициями и плебеями были запрещены. До принятия Закона Юлия (18 г. до н. э.) вольноотпущенникам не разрешалось вступать в брак со свободнорожденными, а после этого закона – с лицами сенаторского сословия.Идущее следом обязательное условие для вступления в брак было родство, как агнатическое, так и когнатическое. В прямой линии родство не ограничивалось степенями, а в боковых линиях первоначально распространялось до шестой степени. Позже, до конца республики, разрешались браки между людьми, матери которых были сестрами, а отцы – братьями. В период империи браки допускались только между лицами, из которых хотя бы одно было нисходящим от общего предка первой степени, например, между дядей и племянницей или теткой и племянником.Способы заключения брака в Древнем Риме имели свои особенности. Перед браком происходило обручение, которое совершалось с согласия глав семейств. В ранний период обручение проходило в форме манципации, а позже – без строгих формальностей. Сторона, нарушившая условия обручения, теряла право на подарки и должна была вернуть полученное. Брак мог заключаться тремя способами: через религиозный обряд, покупку невесты женихом или взаимное согласие сторон.Религиозный обряд (confarreatio) проводился в состоятельных патрицианских семьях. Этот способ заключения брака представлял собой торжественную церемонию, в ходе которой совершалось поедание лепешек (хлеба) и приносились жертвоприношения в виде еды в честь Юпитера. На этом обряде присутствовали жрецы и десять свидетелей.«Coemptio» – это процедура формальной купли-продажи жены у ее «pater familias». После ритуальной передачи невесты жениху в присутствии пяти свидетелей и условного выкупа, брак считался заключенным. При этом способе власть мужа над женой устанавливалась через одногодичное совместное сожительство.Супруги не всегда могли совершать сделки друг с другом, которые были допустимы для других граждан. Например, дарение между мужем и женой не имело юридической силы, как отмечал Ульпиан, «согласно обычаю, дарение между мужем и женой не имеет силы, принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали имущество друг у друга, не действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя». Наследование между супругами было возможно только при законном браке, как отмечал Ульпиан: «Для передачи наследства брак должен быть законным. В случае незаконного брака ничего нельзя получить ни по закону, ни по завещанию, так как женщина должна быть женой на момент смерти мужа для законного владения наследством».В Древнем Риме институт прекращения брака получил значительное и всестороннее развитие. В римском семейном праве брак мог быть прекращен в некоторых случаях, который следом будут освещены в работе. Павел отмечал, что «брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из супругов».Смерть одного из супругов приводила к прекращению брака, однако последствия различались для мужа и жены: муж мог сразу вступить в новый брак, в то время как жена должна была оставаться вдовой в течение года. Ульпиан подчеркивал, что даже если по обычаю жена не должна носить траур, она все равно не может вступать в новый брак в течение установленного времени. Это требование строго соблюдалось, и женитьба на вдове до окончания срока траура означала, что новый супруг будет признан «personae infamia».Брак прекращался либо смертью одного из супругов, либо разводом. В раннереспубликанскую эпоху развод мог инициировать только муж по любой причине и рассматривался как гражданско-правовая сделка без специальной процедуры. Основания и порядок расторжения зависели от формы брака: брак cum manu мог быть расторгнут по воле мужа или его pater familias, а брак sine manu – по воле любого из супругов или по их соглашению. В эпоху Юстиниана основанием для прекращения брака было прелюбодеяние жены, сводничество, государственная измена одного из супругов и другие причины, такие как пьянство, бесплодие и «сварливый нрав жены».В трудах римских юристов особое внимание уделялось вопросам распределения супружеского имущества при разводе. Так, Ульпиан, отмечал, что «после прекращения брака приданое должно быть уплачено женщине, а если она остается под властью отца, который и дал за нее приданое, то приданое принадлежит ему и дочери». Тем не менее, муж мог быть освобожден от возврата приданого, если он потратил средства на выкуп родственников жены от разбойников, в этом случае эти расходы вычитались из приданого, и требование о его возврате не удовлетворялось.Таким образом, брак в Древнем Риме был развитым и многообразным институтом, охватывающим заключение брака, сожительство и имущественные отношения супругов. Некоторые нормы римского права могли бы быть полезны в современном семейном праве России. В настоящее время в России распространено сожительство, называемое «гражданским браком», которое не имеет законодательного регулирования. Введение римского конкубината могло бы помочь решить множество правовых проблем.В заключение можно сказать, что Древний Рим стал основоположником правового регулирования семейных отношений, формируя разнообразные виды брака и условия их заключения. Римское право четко определяло права и обязанности супругов, включая различные формы брака, такие как «cum manu», «sine manu» и «конкубинат». Эти институты не только отражали социальные нормы своего времени, но и устанавливали важные правила, касающиеся согласия, возраста, родства и условий для вступления в брак. Развод и прекращение брака имели свои особенности, включая различия в правах мужчин и женщин. Римские юристы уделяли внимание распределению супружеского имущества при разводе, что подчеркивает важность этих норм в правовой системе. В целом, римское семейное право оставило ценное наследие, которое может быть полезно для современного регулирования семейных отношений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Набокова К.Д. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 553 - 559. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23339 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23339



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.