'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  128 просмотров

Алексеева С.О., Башкатов И.А., Мещеряков В.Д.

  


РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности формирования личности школьника средством изобразительного искусства. Искусство рассматривается в качестве посредника между человеком и внешним миром, как одна из форм передачи накопленного поколениями нравственно-эстетического опыта, а также как средство накопления личного опыта познания законов и закономерностей окружающего мира   

Ключевые слова:
формирование личности, изобразительное искусство, эстетическое воспитание, художественное творчество   


Формирование личности происходит под воздействием большого количества факторов. Период школьного обучения у человека связан в первую очередь с гносеологической потребностью, вместе с тем, свойственно преобладание эмоциональной сферы в познании. В школьном возрасте происходит активное развитие способности перехода от конкретного мышления к абстрактному, на что в основном и ориентирован традиционный подход в школьном образовании. Вместе с тем, обучение направленное, не только на развитие абстрактного мышления, но и опирающиеся на образное мышление, занимавшее место основного инструмента познания в дошкольном и младшем школьном возрасте, обеспечивает принцип преемственности одного звена обучения к другим, что в свою очередь делает весь процесс обучения более комфортным для школьников, отчасти решая вопросы адаптационного характера. Образная форма изучения окружающего мира продолжает оставаться потенциально мощным средством в формировании личности школьника. Петрова Н.Ю. в своём исследовании поднимает проблему определения научного статуса педагогического потенциала изобразительного искусства в формировании личности младшего школьника. Указывает на его роль в «духовно-нравственном развитии и эстетическом восприятии мира, воспитании художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством» [4, с. 113]. Также указывает на изобразительное искусство как средство познания, что в свою очередь через умственное развитие связывает с развитием речи. При переходе в среднее звено школьного обучения, изобразительное искусство не должно терять своего значения в формировании личности. Н.В. Бычкова и В.В. Волкова, проводя экспериментальное исследование, указывают на роль уроков изобразительного искусства «…с применением краеведческого материала с их разнообразными ресурсами и творческим потенциалом» [1, с. 188]. Решению проблемы формирования духовно-нравственной культуры личности через изобразительное искусство занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, П.П. Чистяков, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.Г. Медведев. Соприкосновение с художественным творчеством позволяет окунуться в эстетическую форму освоения мира. Это связанно со способностью художника передавать в своей работе некий сюжет, поднимая определённую тему и передать своё отношение к изображённому. Огромное значение имеет то, как прочитывается созданный образ зрителем, то есть школьником. Ещё большее значение в формировании своего отношения к окружающему имеет сам процесс создания образа. Когда школьник не просто анализирует представленный к его вниманию сюжет, но и сам пытается передать прочувствованное – это позволяет более основательно проникнуться в привлекшую внимание проблему, изучить её более внимательно. Газманом О.С. введено понятие «базовая культура личности» - «реализуемая в деятельности человека: знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения» [2, с. 96]. Так изучение искусства в школе направленно на решение задач духовно-эстетического обогащения, обучения умениям и навыкам, позволяющим вовлекать школьников в активную художественно-творческую деятельность, а также развития творческих способностей. Л.Г. Медведев утверждает, что изучение шедевров мирового искусства и культуры в плане формирования эстетических и духовно-нравственных качеств личности не может заменить «последовательную, мотивированную практическую деятельность, направленную… на эмоционально-образное познание окружающего мира в процессе посильного освоения различных способов изображения» [3, с. 138]. Саутиева Ф.Б. в своём исследовании теоретических подходов формирования личности школьников также акцентирует значение самодеятельности в образовательновоспитательном процессе, обращая внимание на подлинно творческие её проявления в противовес ««репродуктивной», повторяющей известные образцы» [5, с. 75]. На формирование личности школьника влияет абсолютно всё, что так или иначе с ним соприкасается. Именно поэтому ребёнок должен быть окружён наибольшим количеством образов, способных вызвать яркие положительные эмоции, необходимые  для формирования положительных качеств его личности. Искусство рассматривается в качестве посредника между человеком и внешним миром, как одна из форм передачи накопленного поколениями нравственно-эстетического опыта, а также как средство накопления личного опыта познания законов и закономерностей окружающего мира. Таким образом, изобразительное искусство выступает в качестве средства, удовлетворяющие такие специфические потребности человека, как созерцать, наблюдать, анализировать, творить, принадлежать культурной общности, позволяя проявлять свою индивидуальность, в процессе чего происходит формирование личного мировоззрения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Алексеева С.О., Башкатов И.А., Мещеряков В.Д. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 15 - 18. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2334 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2334



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.