'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 69

Просмотры  137 просмотров

Османова А.Х., Донскова К.Г.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств в современных условиях. Анализируются существующие законодательные нормы, их недостатки и противоречия, а также влияние социальных, экономических и правовых факторов на эффективность борьбы с наркопреступностью. Особое внимание уделяется вопросам квалификации преступлений, применению альтернативных мер наказания и реабилитации наркозависимых. В статье также представлены рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения, направленные на повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков.   

Ключевые слова:
незаконный оборот наркотических средств, уголовная ответственность, наркопреступность, законодательство, реабилитация, квалификация преступлений, правоприменение, меры наказания   


Незаконный оборот наркотических средств остается одной из наиболее острых социальных и правовых проблем современности. Он не только наносит вред здоровью граждан, но и создает угрозу общественной безопасности, способствует росту организованной преступности, коррупции и другим негативным явлениям. В условиях динамично меняющегося общества необходимо пересматривать подходы к уголовной ответственности за данные преступления, учитывая, как международный опыт, так и специфику национального законодательства.В России уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств регулируется Уголовным кодексом РФ. Статья 228 УК РФ устанавливает ответственность за хранение, перевозку и сбыт наркотиков. Однако, несмотря на наличие четких норм, существуют проблемы, связанные с неопределенностью в квалификации преступлений и различиями в практике их применения.Одной из ключевых проблем является недостаточная четкость формулировок в законодательстве. Например, определение «значительного размера» наркотиков может варьироваться в зависимости от субъективного восприятия правоохранительных органов. Это приводит к правовым неясностям и нарушению принципа законности.Так, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 г. №1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» установлены границы размеров. В силу пункта 1 данного Постановления значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует уголовная ответственность за употребление наркотиков и спиртных напитков, в связи с тем, что законодатель не может рассматривать проблему со здоровьем, как преступление. Именно поэтому Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.В последние годы наблюдается рост интереса к применению альтернативных мер наказания для наркозависимых лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинской помощи, однако реализация таких мер часто сталкивается с бюрократическими препятствиями и отсутствием должного контроля за программами реабилитации.Социальные условия, такие как бедность, безработица и отсутствие доступа к образованию, способствуют распространению наркопреступности. Экономические факторы также влияют на уровень преступности: в условиях кризиса возрастает привлекательность наркоторговли как источника дохода.Семейное окружение, круг общения и доступность наркотиков являются ключевыми факторами, способствующими формированию зависимости. Необходимы комплексные меры по профилактике, включая образовательные программы и социальные инициативы.Государственные программы по борьбе с наркопреступностью должны быть комплексными и включать не только уголовное преследование, но и меры по социальной реабилитации зависимых лиц.В.А. Братчиков пишет, что: «исследования социологов за последнее время демонстрируют, что нынешняя ситуация с наркотическими и психотропными веществами в Российской Федерации приобрела новые аспекты и характерные черты, связанные с системой объективных обстоятельств. Ведущими признаками новой наркотической ситуации выступают:1) резкий рост производства и распространения наркотических препаратов в стране,2) возрастание количества потребителей наркотических веществ,3) включение РФ в состав международной системы наркобизнеса, выраженное в увеличении контрабанды наркотических препаратов. Зачастую более половины всех изъятых наркотических средств и психотропных веществ зарубежного производства,4) преобразование государства в международный перевалочный пункт для переправки наркотических препаратов».На сегодняшний день, как отмечает М.Э. Смирнова: «усматривается рост количества выявленных (зарегистрированных) преступлений данной категории со смещением в сторону их незаконного сбыта. На рынке сбыта кроме наркотических средств природного происхождения все чаще появляются новые синтетические (дизайнерские) наркотики (амфетамин, метамфетамин, экстази), меняется и возрастной порог лиц, употребляющих наркотики, места и условия сбыта».При квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, правоприменители сталкиваются с множеством сложностей. Для их эффективного разрешения необходимо глубокое изучение действующего уголовного законодательства и судебной практики. Важным аспектом является также учет нормативных актов, регулирующих эту область. Одним из основных источников информации служит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июля 2006 года № 14, которое предоставляет разъяснения по судебной практике в делах о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также сильнодействующими и ядовитыми веществами.В 2015 году в области правоприменения произошло значимое событие: Пленум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Постановление № 14, датированное 15 июня 2006 года. Этот документ касается судебной практики по делам, связанным с наркотическими и психотропными веществами. Основная цель постановления — устранение неопределенности в законодательстве. В нем разъясняется, что для квалификации преступления не требуется фактическое получение наркотиков. Достаточно, чтобы у обвиняемого был доступ к запрещенным веществам, чтобы инициировать уголовное преследование.Е.Е. Новичкова пишет, что: «необходимо тщательно анализировать все аспекты совершенного преступления, так как это может существенно повлиять на его правовую оценку. К примеру, иногда продавец делает закладку, но не находит покупателя. В такой ситуации он может принять решение оставить наркотики у себя. Если его поймают, то обвинить его по статье 228.1 за сбыт будет неправомерно. В данном случае правильнее будет применить статью 228, которая регулирует вопросы хранения наркотических веществ».Ю.С. Норвартян отмечает, что: «согласно методике расследования дел, относительно наркотических средств, правоохранители обязаны определить, откуда было получено психотропное вещество. Зачастую граждане не изготавливают, а собирают их, подвергая различным воздействиям (растирание, перемол и так далее). Это важно, так как квалификация дела может измениться. Часто суды считают необоснованными вменение вины (хранение наркотических веществ) лишь за их обнаружение у обвиняемого. Важно доказать, что их сбор и манипуляции были необходимы для получения непосредственно концентрированного наркотического вещества. Обычно проблемы с такими делами возникают у потерпевших, собирающих дикорастущий мак, который в дальнейшем используется в кулинарных целях. В результате, манипуляции, например, перемол, необходимы для упрощения его применения».Подводя итог, можно сделать вывод, что для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо:1. Разработать более четкие критерии для квалификации преступлений, связанных с наркотиками.2. Создать условия для более широкого применения программ реабилитации вместо уголовного преследования для наркозависимых.3. Инвестировать в образовательные и социальные программы, направленные на снижение спроса на наркотики.4. Создать механизмы сотрудничества между правоохранительными органами, медицинскими учреждениями и социальными службами.Проблема незаконного оборота наркотических средств требует комплексного подхода как со стороны законодателей, так и со стороны общества в целом. Совершенствование законодательства и практики его применения, а также реализация социальных программ могут существенно снизить уровень наркопреступности и помочь в реабилитации наркозависимых.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Османова А.Х., Донскова К.Г. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 560 - 568. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23340 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23340



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.