'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 70

Просмотры  115 просмотров

Панасенко К.И.

  


АДАПТАЦИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается процесс адаптации аграрного законодательства постсоветских стран к климатическим изменениям, с особым акцентом на современные правовые механизмы Российской Федерации. Анализируются ключевые климатические вызовы, влияющие на сельское хозяйство: учащение экстремальных погодных явлений, деградация почв, смещение агроклиматических зон. Особое внимание уделено эволюции российского законодательства, включая Национальный план адаптации к изменениям климата, меры по поддержке устойчивых агропрактик и региональные инициативы. Рассматриваются также подходы других постсоветских государств (Казахстана, Украины, Беларуси), выявляются общие проблемы и различия в правовом регулировании.   

Ключевые слова:
аграрное законодательство, климатические изменения, адаптация, постсоветские страны, Российская Федерация, устойчивое сельское хозяйство   


Климатические изменения стали глобальным вызовом, требующим трансформации правовых систем, особенно в аграрном секторе, наиболее зависимом от природных условий. Для постсоветских стран, включая Россию, где сельское хозяйство остается ключевой отраслью экономики, адаптация законодательства к новым реалиям — вопрос продовольственной безопасности и устойчивого развития. В данной статье рассматривается эволюция аграрного права России как примера системного подхода к интеграции климатической повестки в нормативно-правовую базу, а также анализируются общие тенденции для постсоветского пространства. Среднегодовая температура в России растет в 2,8 раза быстрее глобальных показателей, а в Арктике — в 3,9 раза, что приводит к деградации многолетнемерзлых пород, учащению наводнений и засух. Эти процессы напрямую влияют на сельское хозяйство: смещаются агроклиматические зоны, сокращается вегетационный период в южных регионах, увеличивается частота экстремальных явлений, таких как град или шквалы. Например, в Казахстане каждые 10 лет температура повышается на 0,27°C, что уже привело к деградации 30% пахотных земель. Подобные тенденции характерны для Украины, Беларуси и других постсоветских государств, где традиционные методы земледелия становятся менее эффективными. Участились случаи эрозии почв, снижения урожайности зерновых и роста затрат на орошение. Это ставит перед законодателями задачу пересмотреть нормативные акты, чтобы поддержать фермеров и минимизировать экономические потери. В 2019 году Россия утвердила первый Национальный план адаптации к изменениям климата, а в 2023-м — второй этап до 2025 года, включающий 17 мероприятий в федеральном, отраслевом и региональном блоках. Ключевые направления:1. Научно-методическая база — создание информационного ресурса с климатическими сценариями для каждого региона, оценка уязвимости инфраструктуры, разработка вузовских программ по климатическим рискам.2. Технологическая модернизация — внедрение спутникового мониторинга полей, страхование сельхозрисков, поддержка «точного земледелия».3. Региональная адаптация — особое внимание уделено Арктике, где проводятся исследования устойчивости грунтов, и южным регионам, где внедряются системы раннего предупреждения засух.Законодательство РФ также стимулирует переход к устойчивым практикам. Например, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» 2006 года дополнен нормами по поддержке фермеров, внедряющих ресурсосберегающие технологии, такие как нулевая обработка почвы или капельное орошение. Однако критики отмечают, что многие региональные планы (например, в Кемеровской или Белгородской областях) носят декларативный характер и плохо финансируются. Современная российская правовая система в области аграрной и климатической политики начала формироваться в середине 2000-х годов, но наиболее существенные изменения произошли в последнее пятилетие. Важной вехой стало принятие в 2019 году Национального плана адаптации к изменениям климата, который в 2023 году был дополнен новыми положениями, охватывающими период до 2025 года. Особого внимания заслуживает региональный компонент климатической политики. В Краснодарском крае, например, разработана специальная программа адаптации виноградарства, включающая:1) создание генетического банка засухоустойчивых сортов,2) внедрение системы капельного орошения с датчиками контроля влажности,3) разработку методик прогнозирования фитофтороза в условиях повышенной влажности.В Поволжье, где особенно остро стоит проблема ветровой эрозии почв, приняты нормативные акты, обязывающие сельхозпроизводителей сохранять защитные лесополосы и внедрять технологии минимальной обработки почвы.Однако правоприменительная практика выявляет ряд системных проблем. В частности, отмечается слабая координация между федеральными и региональными органами власти, недостаточное финансирование адаптационных мер на местном уровне, а также сопротивление части аграрного сообщества, не готового отказываться от традиционных, но климатически уязвимых методов ведения хозяйства.Стоит отметить, что большинство постсоветских стран сталкиваются с похожими вызовами, но их законодательные ответы разнятся.Казахстан делает ставку на цифровизацию АПК и создание «климатических» фондов, однако правовая база остается фрагментированной.Украина, несмотря на сложную политическую ситуацию, продолжает реформировать аграрное законодательство в рамках выполнения обязательств Соглашения об ассоциации с ЕС. Особый интерес представляет опыт внедрения системы добровольной углеродной сертификации сельхозпредприятий, который мог бы быть полезен и для других стран региона.Беларусь демонстрирует успехи в селекции климатически устойчивых сортов сельскохозяйственных культур, но отстает в развитии нормативной базы, регулирующей вопросы адаптации. Отсутствие национального плана адаптации к изменениям климата существенно ограничивает возможности системного реагирования на вызовы.Общей проблемой остается недостаток международной координации. Хотя все страны-участницы Парижского соглашения формально взяли обязательства по адаптации, лишь единицы (включая Россию) разработали детальные дорожные карты. Кроме того, в постсоветском пространстве слабо развиты механизмы страхования климатических рисков, что повышает уязвимость мелких фермерских хозяйств.Адаптация законодательства к климатическим изменениям немыслима без тесной связи права с научными исследованиями и образовательными практиками. Наука выступает не только источником данных о климатических рисках, но и формирует методологическую основу для разработки правовых норм. В России этот симбиоз особенно заметен в последние годы, когда академическое сообщество стало активным участником законотворческого процесса.Ярким примером служит создание в 2021 году сети карбоновых полигонов — экспериментальных площадок, где ученые изучают способность различных экосистем (лесов, болот, сельхозугодий) поглощать углекислый газ. Результаты этих исследований уже нашли отражение в проекте федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», где предусмотрены механизмы учета поглощающей способности земель. Перспективным направлением могло бы стать создание научно-консультационных советов при законодательных органах. В Казахстане подобная практика уже дает результаты: в 2022 году при разработке поправок в Водный кодекс были использованы гидрологические прогнозы Института географии и водной безопасности, что позволило установить адаптивные нормы водопользования для засушливых регионов.Адаптация аграрного законодательства к климатическим изменениям — сложный процесс, требующий баланса между оперативными мерами и долгосрочным планированием. Россия демонстрирует системный подход, интегрируя климатическую повестку в отраслевые стратегии и региональные программы. Однако успех зависит от устранения ключевых пробелов: недостатка финансирования, низкой вовлеченности бизнеса и слабой межгосударственной кооперации. Российская Федерация, несмотря на имеющиеся проблемы, демонстрирует движение в этом направлении, создавая законодательную базу, которая может служить примером для других постсоветских стран. Однако, стоит отметить — успех в адаптации к изменению климата возможен только при условии тесного взаимодействия законодателей, ученых, юристов, аграриев и международного сообщества. Только комплексный, междисциплинарный подход позволит создать устойчивую систему аграрного производства, способную противостоять вызовам меняющегося климата.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Панасенко К.И. АДАПТАЦИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 569 - 575. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23341 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23341



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.