'
Троицкая А.С.
К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РФ *
Аннотация:
статья посвящена вопросам актуальности сохранения историко-культурного наследия в современной России. Автор рассматривает проблему сохранения историко-культурного наследия как важный элемент преемственности истории. Сделан вывод о необходимости проведения данной работы с целью формирования комплексного объема наследия для передачи его будущим поколениям.
Ключевые слова:
историко-культурное наследие, история, преемственность истории, памятники культуры, законодательство
Сохранение историко-культурного наследия является важным фактором воспитания подрастающего поколения. Благодаря уже ранее проведенной работе активистов из сферы культурного наследия в современной России возможно увидеть в разных регионах страны огромное число достопримечательностей, которые имеют долгую историю. За счет этого возможно развивать воспитательную работу с подрастающим поколением для формирования понимания истории России. В числе этого выступают памятники истории и культуры, а также созданные мемориальные комплексы. Помимо этого, все это в комплексе способствует формированию объективной истории нашей страны. Ведь без подлинности фактов невозможно настоящее понимание истории. В этой связи важно отметить актуальность проблемы данной статьи в современное время. Благодаря такому объему наследия в разных регионах страны возможно на практике демонстрировать подрастающему поколению истинную историю России на реальных примерах.В современной России насчитывается порядка 150 тысяч объектов культурного наследия [4]. Практика сегодняшнего законодательства демонстрирует, что, не смотря на большую проведенную работу ранее, в дальнейшем необходимо совершенствование этой сферы. Речь идет как раз о совершенствовании нормативно-правовой сферы этого вопроса.В современном законодательстве России определяется семь типов достопримечательных мест [8]. Здесь же определяются основные термины данного вопроса.В тоже время необходимо отметить, что президент России В.В. Путин в текущем году в ходе послания Федеральному собранию РФ отметил необходимость формирования программы по сохранению объектов культурного наследия. В частности, президент отметил: «Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы примем ее на 20 лет, нужно предусмотреть меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников» [11]. Здесь же президент отметил, что к 2030 г. необходимо привести в порядок порядка одной тысячи объектов историко-культурного наследия. Он заметил, что в современности сложно определить собственника объекта культурного наследия в то время, когда объект разрушается и требует скорого ремонта.Тогда же в ходе послания Федеральному собранию он подчеркнул: «Старинные здания, усадьбы, храмы — это воплощение нашей национальной идентичности и неразрывной связи поколений. Прошу правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия» [11].Система современного российского законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия включает в себя целую совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют эту систему. К их числу в первую очередь следует отнести статью 44 Конституции РФ. В этой статье указано, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям [7]. В тоже время в этой же статье отмечается, что «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1].Ряд отдельных норм, касающихся сохранения историко-культурного наследия, базируется в Основах законодательства о культуре Российской Федерации, которые были утверждены Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 [2]. В этом нормативно-правовом акте указывается, что культурное наследие народов РФ включает в себя памятники, историко-культурные территории, а также объекты, которые имеют важное значение для сохранения самобытности РФ.В тоже время основным законом, который непосредственно касается вопросов сохранения историко-культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ [13]. В данном законе указывается, что объекту культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа России. Отмечается также, что сохранение памятников и объектов культурного наследия является органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов России.Стоит отметить, что в отдельных регионах России были созданы специальные ведомства в системе органов государственной власти для решения стоящих вопросов в сфере историко-культурного наследия РФ. К примеру, в Орловской области в 2015 г. было создано специальное управление в правительстве региона, которому необходимо заниматься вопросами сохранения историко-культурного наследия. Это управление получило наименование - Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области [12]. Основной задачей этого управления является государственная охрана объектов культурного наследия и государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. К слову, нужно отметить, что в Орловской области насчитывается порядка 1925 объектов культурного наследия. Более того – 332 из них в Орле [10]. При этом нужно заметить, что в Орловской области в большей части все имеющиеся памятники истории и культуры поставлены на государственную охрану. В нашем регионе имеются как региональные памятники истории и культуры, так и федеральные. В этом большая заслуга государства, органов исполнительной власти Орловской области и, конечно, общественности.В этой связи, определенно нужно отметить в вопросе сохранения историко-культурного наследия профильную организацию, занимающуюся этим делом Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эта организация была создана в 1966 г. Именно благодаря этому обществу и ее активистам были выявлены проблемы в сфере сохранения наследия истории и культуры России [6, С. 42].Отдельно нужно сказать, что в Орловской области также действует региональное отделение ВООПИиК. Именно благодаря активистам этого отделения все стоящие сегодня на сохранении памятники получили этот статус. Это большая работа, которая не заканчивается и по сегодняшний день. При этом важно заметить, что помимо текущей профильной работы по сохранению историко-культурного наследия, региональное отделение ВООПИиК занимается и научно-популярной работой по популяризации историко-культурного наследия Орловской области. Так, например, в 2018 г. активисты регионального общества выиграли президентский грант на проведение образовательного историко-этнографического фестиваля «Орловская крепость». Этот проект был успешно реализован в сентябре 2019 г. [9].Кроме этого, активисты регионального отделения принимают участие в проведении важных для Орловской области археологических раскопках. Раскопки на месте крепости Орел на протяжении нескольких последних лет были организованы при участии активистов регионального отделения ВООПИиК [5].В завершении нужно отметить, что имеющаяся база нормативно-правового характера в сфере сохранения объектов культурного наследия на сегодняшний день масштабна. Она выполняет важную функцию в сохранении историко-культурного наследия. Однако, как отметил президент России В.В. Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию, эта сфера требует дополнительного совершенствования. Ведь о сохранности объектов историко-культурного наследия зависит будущее России.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Троицкая А.С. К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РФ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 688 - 694. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23356 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*