'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 86

Просмотры  106 просмотров

Тюлькин А.А.

  


АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА *

  


Аннотация:
актуальность статьи заключается в активном изменении жизни общества. Соцсети становятся площадкой для митингов, нейросети создают контент, который нарушает авторские права, а криптовалюты и вовсе ставят под вопрос традиционные финансовые регуляции. Законодатели, в связи с этим оказываются в сложной ситуации, когда нужно найти баланс между скоростью и качеством закона, чтобы новые правила действительно работали, а не превращались в "мёртвые" нормы.   

Ключевые слова:
информационное право, законодательство, правоприменение, мертвые нормы   


Мы живём в мире, где технологии меняют всё — от общения до экономики. И право не остаётся в стороне.Интернет, big data, искусственный интеллект — всё это не просто слова из новостей, а реальные вызовы для законодателей. Как регулировать то, чего не существовало ещё 20 лет назад? Как защитить персональные данные, когда каждый наш шаг оставляет цифровой след?Государства пытаются адаптироваться: одни ужесточают контроль, другие, наоборот, снимают барьеры. Но главный вопрос остаётся открытым — как сохранить баланс между свободой и безопасностью в цифровом мире?Благодаря информационной прозрачности общество имеет возможность более глубоко понять действия государственных органов и общее состояние страны. Также информатизация способствует улучшению контроля за властью на всех уровнях и борьбе с коррупцией. Это в свою очередь способствует более эффективной защите прав человека и снижению нарушений в этой области, не вызывая при этом широкого общественного недовольства.Это способствует повышению эффективности защиты прав личности и сокращению количества правонарушений в данной сфере, одновременно минимизируя социальную напряженность.В условиях цифровой трансформации современного общества наблюдаются значительные изменения, затрагивающие не только механизмы правозащиты, но и вносит в него некоторые негативные аспекты. Государство также становится информационным в новых условиях. Электронные услуги становятся основным способом взаимодействия с государственными органами, электронный документооборот становится все более популярным, и государство переходит к использованию электронного правительства. Эти преобразования напрямую затрагивают права людей. Граждане с низким уровнем цифровой грамотности сталкиваются с трудностями и оказываются исключёнными из процессов цифровизации государства.Исследование показывает, что человеческий фактор создаёт препятствия в защите прав граждан, что требует пересмотра государственной стратегии цифровизации и правового регулирования. Новое направление интересов государства связано с регулированием информационных отношений, где важно обеспечение прав человека. Увеличение роли информации в современном обществе обуславливает необходимость более внимательного подхода к данному вопросу.В условиях стремительного развития технологий возникают уникальные возможности для улучшения образования, медицинского обслуживания, науки, экономики, техники, социальной сферы, а также в области государственного и местного управления [5].Новый этап в отношениях государства, общества и личности наступает в условиях информатизации. Новые задачи перед всеми субъектами общественных отношений требуют нового правового регулирования. Перспективы совершенствования защиты прав и свобод личности во многом определяются тем, насколько действующее законодательство адаптировано к современным реалиям.Это говорит нам о том, что в настоящее время необходимо развивать не только само законодательство с той целью, чтобы оно соответствовало актуальным вызовам, связанным с активной информатизацией буквально всех сфер жизни, а также общемировой практике, которая, в связи с глобализацией, во многом унифицируется, но и информированность населения о тех изменениях, которые вводятся государством.В данном случае цель должна заключаться не в создании большого количество различных законов, постановлений и введении новых статей в имеющиеся документы, но создать рабочую систему правовых норм, которая будет удобная для применения и понятна для простых граждан. Так называемые «мертвые» нормы права в последствии будут лишь мешать.Соответственно, погоня в попытках урегулировать еще не окончательно сформировавшиеся правоотношения, связанные с информатизацией, здесь и сейчас, которую можно заметить в современном правовом поле. Например, неоднократные попытки регулирования добычи и оборота криптовалют, когда еще нет единого понимания системы работы такого инструмента, выглядят как попытка стать первым там, где предпочтительнее перенимая опыт и учитывая тенденции стать лучшим.Полагаем, что такой подход является более чем адекватным учитывая скорость изменений тех или иных явлений в информационной сфере. При этом, было бы несправедливо сказать, что законодатель только и делать, что придумывает нормы на актуальные и популярные явления. Общая стратегия развития страны в информационной сфере неоднократно была описана в различных документах и менялась, опираясь на различные тенденции, как приходящие из-за рубежа, так и являющиеся новациями, основанными на новых явлениях и институтах, приходящих из самой информационной среды.Государство, осознавая свою ключевую роль в становлении цифрового общества, активно предпринимает меры для реализации этой стратегической задачи. Принятие соответствующей программы свидетельствует о стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008. Документ определяет в качестве ключевой задачи совершенствование государственных механизмов защиты конституционных прав граждан в цифровом пространстве. Особое внимание в стратегии уделяется модернизации законодательной базы, гарантирующей соблюдение фундаментальных прав и свобод личности в информационной среде.В информационной сфере особое значение придается обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемых посредством соответствующих юридических процедур.Стратегические приоритеты включают:- совершенствование системы государственного управления,- развитие конструктивного диалога между институтами гражданского общества и органами власти,- повышение стандартов качества предоставления государственных услуг [6].Принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 3132, Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» является значимым документом в области информационных технологий. Ее актуальная версия действует с 21.10.2016. Целью программы является развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории России, а также стимулирование роста российского информационного рынка.Принципы государственной политики в области региональной информатизации закреплены в программе. Один из ключевых принципов подчеркивает необходимость использования информационных технологий для достижения приоритетных целей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, улучшения системы управления регионами, а также защиты прав и свобод граждан. Внедрение этих принципов стимулирует становление цифрового общества и позволяет эффективно решать многообразные задачи в сфере применения актуальных ИКТ-решений.Обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации - важный принцип. Государственный и общественный контроль за деятельностью органов власти важен также. Технологии защиты информации должны обеспечить неприкосновенность частной жизни и безопасность данных.Важные вопросы исследования, такие как обеспечение прав и свобод граждан, информационная безопасность личной жизни, а также доступ к информации, оказываются в числе стратегических задач российского правительства в информационной сфере. Особое внимание правительство России уделяет региональной информатизации, что подтверждается принятием специального документа "Концепции региональной информатизации".Фокус документа заключается в том, что использование информационных и телекоммуникационных технологий способствует улучшению условий жизни граждан. Основными целями Концепции являются повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также улучшение доступа граждан к информации о деятельности органов власти. Следовательно, можно сделать вывод, что процесс информатизации приводит к созданию условий для улучшения жизни населения.Российская Федерация утвердила ряд стратегических документов, призванных внедрить цифровые технологии в систему госуправления и оказания госуслуг, а также повысить открытость органов власти. Развитие информационного общества создает новые механизмы обеспечения и защиты гражданских прав и свобод. Это определяет развитие новой системы отношений между государством и индивидуумом [7].Обеспечение правовых гарантий в информационном обществе является приоритетной государственной задачей, предполагающей формирование доступной информационной инфраструктуры, разработку правовых и технологических средств защиты персональных данных, создание безопасной цифровой среды для пользователей.Подводя итог, считаем необходимым отметить, что успеть за столь активно меняющейся сферой жизни, которая еще и сильно влияет на другие общественные отношения, как информационная, довольно сложно, но законодательство нашей страны пытается успевать, а иногда и предвосхищать грядущие тенденции. К сожалению, это не всегда работает, но сам факт такой работы уже показателен. Более того, в научных кругах активно ведется разговор о необходимости введения Информационного кодекса РФ, который смог бы собрать воедино разрозненные нормы, регулирующие эти отношения. Возможно даже на нашем веку удастся застать такие нововведения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тюлькин А.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 695 - 701. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23357 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23357



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.