'
Тюлькин А.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА *
Аннотация:
актуальность статьи заключается в активном изменении жизни общества. Соцсети становятся площадкой для митингов, нейросети создают контент, который нарушает авторские права, а криптовалюты и вовсе ставят под вопрос традиционные финансовые регуляции. Законодатели, в связи с этим оказываются в сложной ситуации, когда нужно найти баланс между скоростью и качеством закона, чтобы новые правила действительно работали, а не превращались в "мёртвые" нормы.
Ключевые слова:
информационное право, законодательство, правоприменение, мертвые нормы
Мы живём в мире, где технологии меняют всё — от общения до экономики. И право не остаётся в стороне.Интернет, big data, искусственный интеллект — всё это не просто слова из новостей, а реальные вызовы для законодателей. Как регулировать то, чего не существовало ещё 20 лет назад? Как защитить персональные данные, когда каждый наш шаг оставляет цифровой след?Государства пытаются адаптироваться: одни ужесточают контроль, другие, наоборот, снимают барьеры. Но главный вопрос остаётся открытым — как сохранить баланс между свободой и безопасностью в цифровом мире?Благодаря информационной прозрачности общество имеет возможность более глубоко понять действия государственных органов и общее состояние страны. Также информатизация способствует улучшению контроля за властью на всех уровнях и борьбе с коррупцией. Это в свою очередь способствует более эффективной защите прав человека и снижению нарушений в этой области, не вызывая при этом широкого общественного недовольства.Это способствует повышению эффективности защиты прав личности и сокращению количества правонарушений в данной сфере, одновременно минимизируя социальную напряженность.В условиях цифровой трансформации современного общества наблюдаются значительные изменения, затрагивающие не только механизмы правозащиты, но и вносит в него некоторые негативные аспекты. Государство также становится информационным в новых условиях. Электронные услуги становятся основным способом взаимодействия с государственными органами, электронный документооборот становится все более популярным, и государство переходит к использованию электронного правительства. Эти преобразования напрямую затрагивают права людей. Граждане с низким уровнем цифровой грамотности сталкиваются с трудностями и оказываются исключёнными из процессов цифровизации государства.Исследование показывает, что человеческий фактор создаёт препятствия в защите прав граждан, что требует пересмотра государственной стратегии цифровизации и правового регулирования. Новое направление интересов государства связано с регулированием информационных отношений, где важно обеспечение прав человека. Увеличение роли информации в современном обществе обуславливает необходимость более внимательного подхода к данному вопросу.В условиях стремительного развития технологий возникают уникальные возможности для улучшения образования, медицинского обслуживания, науки, экономики, техники, социальной сферы, а также в области государственного и местного управления [5].Новый этап в отношениях государства, общества и личности наступает в условиях информатизации. Новые задачи перед всеми субъектами общественных отношений требуют нового правового регулирования. Перспективы совершенствования защиты прав и свобод личности во многом определяются тем, насколько действующее законодательство адаптировано к современным реалиям.Это говорит нам о том, что в настоящее время необходимо развивать не только само законодательство с той целью, чтобы оно соответствовало актуальным вызовам, связанным с активной информатизацией буквально всех сфер жизни, а также общемировой практике, которая, в связи с глобализацией, во многом унифицируется, но и информированность населения о тех изменениях, которые вводятся государством.В данном случае цель должна заключаться не в создании большого количество различных законов, постановлений и введении новых статей в имеющиеся документы, но создать рабочую систему правовых норм, которая будет удобная для применения и понятна для простых граждан. Так называемые «мертвые» нормы права в последствии будут лишь мешать.Соответственно, погоня в попытках урегулировать еще не окончательно сформировавшиеся правоотношения, связанные с информатизацией, здесь и сейчас, которую можно заметить в современном правовом поле. Например, неоднократные попытки регулирования добычи и оборота криптовалют, когда еще нет единого понимания системы работы такого инструмента, выглядят как попытка стать первым там, где предпочтительнее перенимая опыт и учитывая тенденции стать лучшим.Полагаем, что такой подход является более чем адекватным учитывая скорость изменений тех или иных явлений в информационной сфере. При этом, было бы несправедливо сказать, что законодатель только и делать, что придумывает нормы на актуальные и популярные явления. Общая стратегия развития страны в информационной сфере неоднократно была описана в различных документах и менялась, опираясь на различные тенденции, как приходящие из-за рубежа, так и являющиеся новациями, основанными на новых явлениях и институтах, приходящих из самой информационной среды.Государство, осознавая свою ключевую роль в становлении цифрового общества, активно предпринимает меры для реализации этой стратегической задачи. Принятие соответствующей программы свидетельствует о стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008. Документ определяет в качестве ключевой задачи совершенствование государственных механизмов защиты конституционных прав граждан в цифровом пространстве. Особое внимание в стратегии уделяется модернизации законодательной базы, гарантирующей соблюдение фундаментальных прав и свобод личности в информационной среде.В информационной сфере особое значение придается обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемых посредством соответствующих юридических процедур.Стратегические приоритеты включают:- совершенствование системы государственного управления,- развитие конструктивного диалога между институтами гражданского общества и органами власти,- повышение стандартов качества предоставления государственных услуг [6].Принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 3132, Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» является значимым документом в области информационных технологий. Ее актуальная версия действует с 21.10.2016. Целью программы является развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории России, а также стимулирование роста российского информационного рынка.Принципы государственной политики в области региональной информатизации закреплены в программе. Один из ключевых принципов подчеркивает необходимость использования информационных технологий для достижения приоритетных целей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, улучшения системы управления регионами, а также защиты прав и свобод граждан. Внедрение этих принципов стимулирует становление цифрового общества и позволяет эффективно решать многообразные задачи в сфере применения актуальных ИКТ-решений.Обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации - важный принцип. Государственный и общественный контроль за деятельностью органов власти важен также. Технологии защиты информации должны обеспечить неприкосновенность частной жизни и безопасность данных.Важные вопросы исследования, такие как обеспечение прав и свобод граждан, информационная безопасность личной жизни, а также доступ к информации, оказываются в числе стратегических задач российского правительства в информационной сфере. Особое внимание правительство России уделяет региональной информатизации, что подтверждается принятием специального документа "Концепции региональной информатизации".Фокус документа заключается в том, что использование информационных и телекоммуникационных технологий способствует улучшению условий жизни граждан. Основными целями Концепции являются повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также улучшение доступа граждан к информации о деятельности органов власти. Следовательно, можно сделать вывод, что процесс информатизации приводит к созданию условий для улучшения жизни населения.Российская Федерация утвердила ряд стратегических документов, призванных внедрить цифровые технологии в систему госуправления и оказания госуслуг, а также повысить открытость органов власти. Развитие информационного общества создает новые механизмы обеспечения и защиты гражданских прав и свобод. Это определяет развитие новой системы отношений между государством и индивидуумом [7].Обеспечение правовых гарантий в информационном обществе является приоритетной государственной задачей, предполагающей формирование доступной информационной инфраструктуры, разработку правовых и технологических средств защиты персональных данных, создание безопасной цифровой среды для пользователей.Подводя итог, считаем необходимым отметить, что успеть за столь активно меняющейся сферой жизни, которая еще и сильно влияет на другие общественные отношения, как информационная, довольно сложно, но законодательство нашей страны пытается успевать, а иногда и предвосхищать грядущие тенденции. К сожалению, это не всегда работает, но сам факт такой работы уже показателен. Более того, в научных кругах активно ведется разговор о необходимости введения Информационного кодекса РФ, который смог бы собрать воедино разрозненные нормы, регулирующие эти отношения. Возможно даже на нашем веку удастся застать такие нововведения.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Тюлькин А.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 695 - 701. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23357 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*