'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 92

Просмотры  128 просмотров

Буракова Е.Н.

  


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье поднимается вопрос использования музейной педагогики как инновационной педагогической технологии, которая существенным образом способствует повышению мотивации школьников к изучению истории родного края, страны в целом, формирует у обучающихся качества настоящего патриота и гражданина. Материал может быть полезен учителям истории, литературы, географии, ОДНКНР, классным руководителям, учителям начальной школы.   

Ключевые слова:
музейная педагогика, образовательная среда, проектная деятельность, мотивация, патриотизм   


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р говорит о патриотизме как о духовном ориентире и важнейшем ресурсе развития современного российского общества: «Этот духовный ориентир возрождает и развивает героическое прошлое России, основанное на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отечества, учёте многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, опыта Великой Отечественной войны и послевоенных вооружённых конфликтов». В этих условиях патриотизм становится одной из ключевых компетенций современного выпускника, а становление и развитие системы патриотического воспитания требует инновационных решений. Именно этим и определяется актуальность представленной методической разработки по использованию музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности в целях повышения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией. Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Цель представленной методической разработки – описание опыта использования музейной педагогики в формировании личности обучающегося, повышении качества образования и воспитания. Школьный музей является одним из инновационных средств гражданско-патриотического воспитания учащихся, однако в современных условиях требуется активно использовать более эффективные методы музейной работы: интерактивные приемы подачи информации, широкую вовлеченность учащихся в работу с музейными материалами, активное использование материалов музея на уроках нетрадиционной для музея тематики. Именно в широком представлении интерактивных форм, методов и средств музейной педагогики для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и заключается новизна представленной методической разработки и ее отличие от уже существующих. В решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь новое педагогическое направление - музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление с целью формирования у школьников базовых духовных ценностей российского общества, определенных нашим Президентом В.В. Путиным.О необходимости использования музейной педагогики писали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования. Цель музейной педагогики заключается в создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея, использование возможностей музея и методов музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности, реализации самых разнообразных проектов. Сегодня, когда ведется всеобъемлющая информационная война, совершаются наглые и неприкрытые попытки переписать историю, лишить нас наших исторических корней, интеграция музейной педагогики в образовательный процесс чрезвычайно актуальна и перспективна. Особенно значимы успехи в противостоянии попыткам фальсифицировать историю достигаются путем организации совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.Широк арсенал применения и эффективного использования музейно-образовательного пространства на уроках истории, обществознания, географии, литературы, ОДНКНР, окружающего мира в начальной школе и др. Можно выделить следующие средства: художественные (фотографии, репродукции картин, художественная литература, печатные издания, видео и диафильмы), социально-средовые (обычаи и традиции семьи, домашние реликвии), деятельностные (различные виды художественно-творческой деятельности).Изучая музейные экспонаты, используя материалы фондов музея: фото- видео- документы, литературное наследие земляков, знакомясь с их биографиями, приходит осознание сопричастности своего рода своей семьи, своих земляков-односельчан к масштабным историческим событиям. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Буракова Е.Н. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 743 - 747. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23363 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23363



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.