'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 95

Просмотры  94 просмотров

Воронина Е.С.

  


ОПЫТ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ АВА-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА *

  


Аннотация:
в данной статье освещается опыт внедрения АВА-терапии в работу педагога-психолога, в рамках дошкольного образования, для коррекции ментальных нарушений, опыт основан на практической деятельности.   

Ключевые слова:
аутизм, ментальные нарушения, АВА-терапия, дефектология, психология, сенсорная интеграция, ментальное нарушение   


Введение. АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — это научно обоснованный подход, который активно используется для коррекции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), СДВГ, интеллектуальными нарушениями и другими психическими особенностями. Однако её применение в работе педагога-психолога в условиях образовательных учреждений требует не только знания методик, но и умения адаптировать их к реалиям школы. В статье разбирается личный опыт интеграции АВА в практику, ключевые сложности и стратегии их преодоления.1. Подготовительный этап: Обучение и принятие решений. Внедрение АВА начинается с глубокого изучения принципов анализа поведения. Я изначально прошла обучение на тьюторское сопровождение, это основное, что должно быть при работе с ребенком РАС. Помимо этого, началось детальное изучение следующих базовых принципов:Сертификация по основам АВА (например, Жестоковой Екатерины Борисовны, АВА-центр Шаг Вперед).Изучение работ Б.Ф. Скиннера, Дж. Купера, Ю. Эрц.Оценивание ресурсов учреждения: наличие времени, поддержка администрации, вовлечённость родителей.Личный опыт: В моей практике отправной точкой стал случай с ребёнком. Мальчик 6 лет, аутизм, невербален, понимание обращенной не соответствует возрастной норме. Помимо этого, были сложности в понимании применения туалета. На основании этого мама мальчика решила нанять меня, как няню-тьютера, чтобы корректировать мальчика с помощью АВА-терапии дома, в детском саду, и других общественных местах.2. Функциональная оценка поведения в условиях детского сада. Перед составлением плана я анализировала его поведение, самое важное в АВА это анализ поведения, а именно, что было ДО, ВО ВРЕМЯ, и ПОСЛЕ. Только после качественного анализа, можно скорректировать нежелательное поведение.Анкетирование всех тех, кто соприкасался с мальчиком: родные, педагоги заполняли чек-листы, отмечая частоту и контекст нежелательных реакций.3. Разработка индивидуальных программ. На основании данных я составляла индивидуальный коррекционно-развивающийся маршрут:Цели, значимые для образовательного процесса: например, усидчивость на уроке, выполнение инструкций.Методы подкрепления: например, пищевое подкрепление, игрушки, мыльные пузыри, тактильные мячики и сквиши, данное подкрепление использовала при поощрении положительного поведения, например сделали одно задание – в течении 3-5 секунд подкрепляем тем поощрением, которое хотел бы получить ребенок, ребенок должен понимать, для чего он старается. Я убеждена в том, что любая образовательная деятельность ребенка с РАС, нужна в первую очередь родителю, а не самому ребенку.Интеграцию в расписание: короткие сессии АВА (10–15 минут) встраивались в обычный ритм жизни ребенка.Личный опыт: Ребёнок с РАС, который паниковал при смене деятельности, создала визуальное расписание с фотографиями этапов урока. Каждое выполненное задание отмечалось стикером, 5 стикеров = 5 минут игры с любимым конструктором.4. Сотрудничество с воспитателями и родителями. Коллективная работа — залог успеха:Обучение воспитателей: был проведен мини-тренинги по принципам позитивного подкрепления, и гашения нежелательного поведения.Родительский контакт с тьютором ежедневно: Родители учились закреплять навыки дома. Для этого я создала памятки: «Как реагировать на истерики», «Система токенов для выполнения домашних заданий».Создание «терапевтической среды»: Воспитатели начали применять элементы АВА не только к целевым детям, но и ко всем (например, геймификация заданий).5. Результаты и наблюдения. За первый год работы с элементами АВА:- у 80% детей снизилась частота нежелательного поведения (агрессия, истерики).- 30% учащихся с РАС начали выполнять многошаговые инструкции.- педагоги отметили рост вовлечённости детей в групповые активности.Кейс:Мальчик 8 лет с интеллектуальными нарушениями не взаимодействовал с одноклассниками. После введения системы поощрений (баллы за совместные игры) и обучения социальным историям («Как попросить друга поиграть») он начал инициировать контакты. Через 4 месяца он участвовал в командных играх на переменах.Этические аспекты. Информированное согласие: Родители подписывали соглашение на использование АВА-методов.Уважение личности ребёнка: Избегали методов, вызывающих дискомфорт (например, физическое руководство руками заменяли визуальными подсказками).Конфиденциальность: Данные о прогрессе хранились в зашифрованных файлах.Выводы и рекомендации. 1. АВА-терапия эффективна в школе, но требует гибкости. Не все методы из учебников работают «как есть» — их нужно адаптировать.2. Обучение коллег критически важно. Чем больше педагогов понимают основы АВА, тем устойчивее результаты.3. Малые шаги лучше глобальных изменений. Начинать с одного ребёнка и 2–3 методов, постепенно расширяя практику.Заключение.Внедрение АВА-терапии в работу педагога-психолога — это путь проб, ошибок и открытий. Несмотря на сложности, такой подход позволяет не только корректировать поведение, но и раскрывать потенциал детей, которые раньше считались «необучаемыми». Как показала практика, даже минимальные ресурсы при грамотном использовании дают значимые результаты. Главное — сохранять научный подход, не бояться экспериментировать и помнить, что каждый ребёнок заслуживает шанса на успех.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Воронина Е.С. ОПЫТ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ АВА-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 758 - 763. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23366 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23366



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.