'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 99

Просмотры  160 просмотров

Мороз Т.А., Борякова Н.Ю.

  


РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты экспериментального исследования словесно-логического мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.   

Ключевые слова:
словесно-логическое мышление, задержка психического развития   


В условиях новых требований к педагогическому процессу образования и воспитания особо актуальными являются вопросы развития мышления у дошкольников. Мышление является сложной психической функцией, которая предполагает познание действительности через отражение поступающей извне информации, ее обработку во внутреннем плане. Человек посредством чувственных образов способен решать мыслительные задачи, выявлять «природу» изучаемого предмета, закономерности его функционирования, происхождения и взаимосвязь с другими объектами. У ребенка эта психическая функция проходит ряд этапов формирования: от решения задач визуального, осязательного характера до сложных абстрактных умозаключений [1].Во время учебного процесса в дошкольных образовательных организациях больше всего сложностей при формировании мыслительной деятельности возникает у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Особенности психики детей с ЗПР изучали Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др. У дошкольников с задержанным развитием наблюдается пониженная познавательная активность, незрелость эмоционально-волевой и личностной сферы [4].На современном этапе продолжается переосмысление подходов, методик к исследованию мышления и совершенствованию образовательной программы с целью повышения эффективности коррекционной работы с детьми этой нозологической группы [2]. Вопросы изучения и коррекции недостатков мышления у дошкольников с ЗПР на этапе их подготовки к школе безусловно важны и актуальны.Цель нашего исследования - изучение состояния процессов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.В исследовании приняли участие 30 дошкольников в возрасте 6-7 лет, среди которых в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группу вошли по 10 дошкольников с ЗПР без указания в заключении психолого-медико-педагогической комиссии органических нарушений, а в группу сопоставительного анализа (ГСА) – 10 дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития). Констатирующий эксперимент проведен на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения городского округа Долгопрудный Центр развития ребенка - детский сад №4 «Рябинка».Для изучения особенностей мышления старших дошкольников с ЗПР нами были выбраны следующие методики:Методика «Раздели на группы» по В.М. Коган [3],Методика «Последовательность событий» по Н.И. Гуткиной [5],Краткий вариант методики «Словесные субтесты» по Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрову [6].Благодаря проведенному анализу полученных результатов нам удалось выявить, что словесно-логического мышление у старших дошкольников с ЗПР недостаточно сформировано.Основными направлениями исследования вербально-логического мышления выступали операция анализа, классификации, обобщения, способность устанавливать последовательность взаимосвязанных событий, определять причинно-следственные связи в заданной ситуации.При исследовании операции анализа выявлено, что дети с ЗПР воспринимают и выделяют существенные свойства предметов не в полном объеме и недостаточно точно. Чаще всего они обращают внимание на несущественные признаки объектов, не улавливают значимых свойств.У дошкольников недостаточно сформированным оказался уровень обобщения. Дети слабо владеют родовыми понятиями. По ходу исследования выявлялось, что с большей частью терминов дошкольники были знакомы, но не могли сами их актуализировать.Наиболее доступным видом заданий, предполагающих владение элементарными формами классификации, для детей с ЗПР оказались задания с геометрическими фигурами. В основном дошкольники самостоятельно могли выделить форму и цвет как общие свойства объектов и распределить картинки по группам. Затруднения проявлялись на уровне вербализации. Способность оперировать сразу двумя свойствами объектов оказалась недостаточно сформированной.При предъявлении более сложных заданий на исследование классификации выявлялось, что детям с ЗПР сложно выделять основной принцип различия и сходства предметов, соотносить объекты с родовыми понятиями.Результаты выполнения задания по сюжетным картинкам показали, что дошкольники с ЗПР могут определять верную последовательность событий, но обозначать связи между явлениями и ходом событий им не всегда удается. При анализе рассказов, составленных по серии картинок, выявлены нарушения целостности и связности высказываний. Трудности осмысления наглядно воспринимаемой информации, скудное оформлению речи, дефицитарность пространственно-временных представлений затрудняли установление причинно-следственных связей, детям требовалась помощь взрослого.Стоит отметить, что в формировании словесно-логического мышления важную роль играют достаточный уровень мотивационного компонента, регуляции и контроля, сформированности восприятия устной и наглядной информации, наглядно-образного мышления, а также грамматической и лексической сторон речи. Результаты исследования показали, что у детей с ЗПР все перечисленные компоненты отстают, и это влияет на замедленное развитие мыслительной деятельности на уровне словесно-логического мышления.В отличие от детей с ЗПР, дошкольники с ОНР справились со всеми заданиями намного лучше. Дети успешно могут производить анализ, сравнение, классификацию, обобщение с опорой на наглядность. Однако оперирование категориальными понятиями недостаточно еще развито ввиду неполного их закрепления в активном словаре. Также у некоторых детей отмечалась недостаточная ассоциативная связь образов предметов и понятий, из-за чего для выполнения проб им требовалось предоставление картинного материала.На основе анализа результатов констатирующего эксперимента мы убедились в необходимости организации и реализации целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мороз Т.А., Борякова Н.Ю. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 789 - 794. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23370 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23370



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.