'
Никитин Н.С.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
статья посвящена исследованию влияния музейной педагогики на патриотическое воспитание школьников. Автор рассматривает музей как особую воспитательную среду, способствующую формированию исторической памяти, гражданской идентичности и ценностных ориентаций учащихся через эмоционально насыщенное взаимодействие. Особое внимание уделено трем группам условий эффективного применения музейной педагогики — институциональным, педагогическим и методическим. Подчеркивается важность краеведческого подхода и необходимости встраивания музея в повседневную школьную жизнь для достижения устойчивого воспитательного эффекта.
Ключевые слова:
музейная педагогика, патриотическое воспитание, школьные музеи, краеведение
Современное образование предъявляет к воспитательной системе школы задачу формирования у школьников эмоциональной, личностной связи с прошлым и настоящим своей страны. В этом контексте особую значимость приобретает музей как воспитательное пространство, способное объединять обучающихся, педагогов и родителей в процессе совместного воспитательного процесса.Патриотизм как социальное и духовно-нравственное чувство осознанной любви к Родине, уважения к её культуре, истории и народу рассматривается в педагогической науке как результат процесса социализации личности. Одним из перспективных средств патриотического воспитания школьников является музейная педагогика – междисциплинарная область, объединяющая элементы педагогики, музееведения и психологии. Согласно определению М.Ю. Юхневич, музей рассматривается как образовательная система, ориентированная на передачу культурного опыта и формирование ценностных установок у обучающихся [4]. Основной объект музейной педагогики – культурно-образовательная коммуникация между музейными экспонатами и субъектом образования, то есть школьником. Особенность музейной среды – её эмоционально-ценностный потенциал, обусловленный прямым контактом с аутентичными историко-культурными предметами для воспитания патриотических чувств и формирования культурной самоидентификации.Цель музейной педагогики в школьной среде заключается в формировании у учащихся системы гуманистических и патриотических ценностей на основе взаимодействия с культурным и историческим наследием. Её задачи включают: развитие исторической памяти и чувства сопричастности к судьбе своей страны, формирование интереса к культуре, традициям и биографиям земляков, развитие коммуникативных и исследовательских навыков учащихся, воспитание уважения к прошлому и готовности к его сохранению. Формы реализации музейной педагогики в школьной практике весьма разнообразны, в общем виде их можно разделить на: информационно-познавательные (экскурсии, музейные уроки, лекции), деятельностные (проектно-исследовательская работа, участие в создании экспозиции), творческие (музейные выставки, инсценировки, литературные чтения, конкурсы экскурсоводов), интерактивные (музейные квесты, ролевые игры, моделирование событий).При этом музейная работа становится по-настоящему значимой, когда учащиеся не просто посещают экспозицию, а включаются в процесс её создания, проводят исследования, готовят экскурсии, записывают воспоминания очевидцев и представляют результаты своей деятельности в публичном формате [1]. Согласно позиции С.Л. Троянской, музей в образовательной среде выполняет функцию транслятора ценностей через «живой контакт» с подлинными объектами истории и культуры, создавая особую зону смыслового диалога между поколениями [3]. Поэтому важнейшим условием воспитательной эффективности музейной педагогики является её включённость в систему школьной жизни. Как подчёркивает Б.А. Столяров, музей не может быть изолированной структурой: он должен быть встроен в план воспитательной работы школы, стать частью воспитательной среды, поддерживающей диалог культур, память поколений и личностный выбор [2]. Для этого необходимо обеспечить в школьной системе специальные условия, которые предлагается разделить на институциональные, педагогические и методические условия применения музейной педагогики в патриотическом воспитании.Институциональные условия выражаются в включении музея в план воспитательной работы, наличии ответственного педагога или руководителя музея и закреплении музея как объекта внеурочной и проектной деятельности в локальных нормативных актах школы. Музей становится полноценным субъектом воспитания только тогда, когда его деятельность нормативно закреплена, регламентирована и поддерживается администрацией школы [2]. При этом поддержка со стороны администрации включает не только организацию материально-технической базы, но и стимулирование кадрового участия, организацию партнёрств с внешними учреждениями культуры, участие музея в воспитательной программе. Отметим, что внедрение музейной работы в воспитательные и образовательные программы должно сопровождаться созданием пространства для диалога и партисипативных форм, чтобы учащиеся могли творчески переосмыслять и представлять результаты работы.Педагогические условия зависят от мотивации, подготовки и включённости в музейную деятельность учителей школы. Музейная педагогика требует от учителя, работающего со школьным музеем, не только знаний по истории и краеведению, но и владения методиками работы с музейными экспонатами, организации проектной и экскурсионной деятельности, а способностью вовлечь школьников в диалог [4]. Кроме профессиональной подготовки, важным является педагогическое вдохновение — личная заинтересованность учителя в музее как воспитательном пространстве. Именно такие педагоги чаще выступают инициаторами творческих проектов, формируют вокруг музея активное ученическое сообщество и развивают его как «живой организм». Поэтому для продуктивного использования музейной педагогики в школе необходимо повышение квалификации учителей по вопросам музейной педагогики, создание творческой группы при музее, включая родителей и учеников, а также наличие личностной мотивации и творческих инициатив учителя. Наконец, рассмотрим методические условия, которые включают наличие доступных форм организации работы, адаптивных сценариев занятий и наглядных материалов [1]. Музейная деятельность должна быть адаптирована к возрастным особенностям школьников, включать элементы самостоятельной активности и давать учащимся возможность соавторства. Поэтому для продуктивного использования музейной педагогики в школе рекомендуется наличие примерных адаптивных сценариев музейных занятий, сочетание индивидуальной, групповой и массовой работы, организацию сопровождения в виде дневников и опросников. Так, без системного обеспечения вышеуказанных условий невозможно устойчивое включение музейной педагогики в воспитательное пространство школы. Их отсутствие ведёт к формализму, фрагментарности и снижению воспитательного эффекта, а их реализация, наоборот, предполагает формирование эмоционально насыщенного образовательного опыта.Опыт региональных и муниципальных школ подтверждает, что наиболее значимые изменения в формировании патриотических установок происходят не за счёт расширения фондов или масштабных мероприятий, а благодаря погружению школьников в историю своего ближайшего окружения — своей школы, улицы, города. Такой подход соответствует принципам краеведческого образования, так как любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Таким образом, ключевым условием результативности музейной педагогики как воспитательного пространства становится организация эмоционально насыщенного взаимодействия школьника с локальной историей и встроенность музея в систему школьной воспитательной работы.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Никитин Н.С. ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 795 - 800. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23371 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*