'
Попова С.А.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА *
Аннотация:
в статье раскрывается проблема управления мотивацией педагогов в условиях современной образовательной организации. На основе теоретического анализа и практического опыта разработана авторская модель "Интеграция мотивационных механизмов" для управления мотивацией педагогов в образовательном учреждении и включает в себя цель управления, методологические подходы, принципы мотивации, инновационные методы стимулирования, функции управления развитием мотивационной среды и критерии оценки её результативности. Предложенная модель ориентирована на создание динамичной системы мотивации, способствующей повышению качества образования и профессиональному росту педагогов.
Ключевые слова:
мотивация, мотивационная среда, управление персоналом, педагог, инновации
Глобальные изменения в системе образования и реализация приоритетных программ развития образования в России требуют новых управленческих решений. Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность образовательной организации, является профессиональная мотивация педагогов. Анализ современной практики показывает, что мотивация часто воспринимается упрощённо, тогда как в действительности она является многослойной системой внутренних и внешних стимулов, формирующих поведение и отношение педагога к профессиональной деятельности. Управление мотивацией становится одной из важнейших задач руководителя.Проблема мотивации личности является одной из ключевых в психологии и педагогике. Под мотивацией в широком смысле понимается совокупность факторов, побуждающих человека к деятельности и определяющих её направленность, интенсивность и устойчивость [1, c. 316]. Согласно Е.П. Ильину, мотивация — это процесс формирования побуждений, который начинается с возникновения потребности и завершается действием, направленным на её удовлетворение [2, c.512].В литературе большое внимание вопросам мотивации уделено в работах А. Маслоу, Ф. Герцберга, В. Врума, Д. МакКлелланда и других. А. Маслоу предложил иерархическую модель потребностей, где потребности в самоактуализации находятся на вершине пирамиды и становятся ведущими в профессиональной деятельности педагогов, ориентированных на развитие и творчество [3, c. 77]. Теория двух факторов Ф. Герцберга выделяет мотивационные факторы (достижения, признание, рост) и гигиенические факторы (условия труда, оплата), подчёркивая, что только первые ведут к удовлетворённости и повышению эффективности [4, c.240].Процессуальные теории мотивации, в частности, теория ожидания В. Врума, акцентируют внимание на связи между усилием, результатом и вознаграждением. Если педагог верит, что его усилия приведут к результату, и этот результат будет оценён, мотивация усиливается.Когнитивный подход подчёркивает значимость самооценки и уровня самоэффективности, о чём писал А. Бандура [5, c.320]. В условиях внедрения инноваций в образовании вера педагога в свои способности становится важнейшим фактором мотивации.Современная педагогика трактует мотивацию как комплексный процесс, обеспечивающий интерес педагога к профессиональной деятельности, желание развиваться и включаться в инновационные практики. При этом различают внутреннюю мотивацию (основанную на стремлении к самореализации) и внешнюю (обусловленную поощрениями и санкциями).Таким образом, понимание природы мотивации, её структуры и механизмов необходимо для разработки и реализации эффективных управленческих решений, одним из которых является авторская модель «Интеграция мотивационных механизмов».Модель «Интеграция мотивационных механизмов», далее ИНТЕГРО-М разработана как инновационный управленческий инструмент, ориентированный на системное формирование устойчивой мотивационной среды в образовательной организации.В её основе лежит целостный подход к пониманию мотивации педагогов, учитывающий как внутренние стремления личности к профессиональному росту, так и внешние стимулы, воздействующие на поведение. Цель модели — формирование динамичной системы стимулирования, способствующей вовлеченности, инициативности и самоактуализации педагогов.ИНТЕРГО-М включает совокупность методологических оснований — системный подход, обеспечивающий целостность управления, аксиологический — ориентированный на ценности личности педагога, когнитивный — предполагающий работу с представлениями и установками, цифровой — использующий возможности геймификации, инновационно-деятельностный — активизирующий педагогов через участие в проектах, и личностно-ориентированный — нацеленный на индивидуализацию управленческого воздействия.Модель реализуется через комплекс принципов, в том числе принцип справедливости, прозрачности, эмоционального резонанса, сопричастности, геймификации и SMART-ориентирования. Это обеспечивает не только рост результативности, но и повышение удовлетворённости профессиональной деятельностью. Система инструментов, включающая цифровые навигаторы мотивации, коучинг, тимбилдинг проектные сессии и публичное признание, делает модель гибкой и адаптивной к разным категориям педагогов. Результатом становится активное профессиональное сообщество, ориентированное на развитие и качество образования (схема 1).Схема 1.Теоретико-методологический анализ выявил сохраняющуюся актуальность проблемы мотивации педагогов в системе управления образованием. Даже в учреждениях с относительно высоким уровнем мотивации педагогического состава, применяемые управленцами методы зачастую устаревают и теряют эффективность. Ключевая проблема заключается не только в низком уровне мотивации, но и в отсутствии внедрения инновационных подходов к её поддержанию. Разработанная модель призвана решить эту проблему, предлагая современные, адаптированные к актуальным условиям, методы мотивации педагогов.Практическая реализация модели позволяет:формировать в организации стабильную мотивационную среду, способствующую профессиональному росту и саморазвитию сотрудников,обеспечить дифференцированный подход к управлению мотивацией, учитывающий личностные особенности и профессиональные потребности педагогов,внедрить цифровые и инновационные инструменты стимулирования, включая элементы геймификации, коучинга, проектной активности,усилить командное взаимодействие и корпоративную культуру,повысить вовлечённость и удовлетворённость педагогов своей деятельностью.Таким образом, модель ИНТЕРГО-М выступает не только как теоретическая конструкция, но и как практико-ориентированный управленческий механизм, способный повысить эффективность функционирования образовательной организации в целом. Её внедрение отвечает современным требованиям к управлению человеческими ресурсами в образовании и способствует развитию ключевых компетенций педагогов, росту качества образовательных услуг и конкурентоспособности учреждения.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Попова С.А. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 806 - 811. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23373 (дата обращения: 19.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*