'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 103

Просмотры  120 просмотров

Рыбакина А.А., Быков С.А.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО *

  


Аннотация:
в работе представлено исследование профессиональной самоидентификации студентов среднего профессионального образования, которое позволяет определить, как студенты относятся к профессиональной деятельности, которой они обучаются, и какие мотивы лежат и реализуются в основе профессиональной деятельности студентов СПО.   

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, основы, профессиональные мотивы, профессиональная деятельность   


Профессиональное самоопределение рассматривается учеными с разных позиций, в том числе как психологический механизм профессионального развития [1]. Отмечается его протяженность во времени, процессуальный характер. Это приобретение профессии, способ самореализации, процесс нахождения смыслов в профессии, деятельность в ответ на проблемную ситуацию, критерий успешности профессионального становления, этап жизненного пути личности и т.д. Оно является системообразующим центром для всей системы возможных «caмоопределений» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина [2].Профессиональная идентичность является одним из критериев профессионального самоопределения и важнейшая составляющая карьерного роста человека. Ученые считают, что это определенное состояние личности, которое человек устанавливает для себя и к которому стремится, и это всеобъемлющее качество человека [3]. Суть профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего [4]. Критерием профессиональной идентичности являются такие показатели, как работа, собственное «Я», профессия, удовлетворенность выбранной профессией и т.д. [5].Ученые выделяют этапы становления профессиональной идентичности, знакомство с профессией и формирование ценностного отношения к ней, подтверждение первичного выбора и отождествление с выбранной деятельностью [6].В зарубежных странах наиболее распространена так называемая модель, основанная на идентичности, согласно этой модели человек в процессе реализации профессиональной идентичности может находиться в различных состояниях: незрелое, диффузное, подвешенное состояние, достигнутая профессиональная идентичность, а также квази(псевдо)идентичность [7].Нами проведено исследование, в котором приняли участие 42 студента 1 курса Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса.При проведении исследования нами использованы следующие методики:Методика «Диагностика мотивов профессиональной деятельности специалистов» Т.Н. Францевой (приложение 1) позволяет оценить, какие мотивы лежат в основе профессиональной деятельности студентов, а также какие профессиональные мотивы реализуются.Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова (приложение 2) позволяет определить, как студент относится к профессиональной деятельности, которой он обучается. Всего данная методика предлагает определить 4 уровня профессиональной идентичности: неопределенное состояние профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) и навязанная профессиональная идентичность.Результаты констатирующего исследования мотивов профессиональной деятельности представлены на рисунке 1.Рисунок 1. Результаты исследования мотивов профессиональной деятельности(по методике Т.Н. Францевой, констатирующее исследование,октябрь 2024 г., n = 42 чел.).Как видно из представленных данных, внешние мотивы (жизнеобеспечение, взаимодействие, признание) более выражены, чем внутренние (познание, активность, самореализация).Наиболее выражен мотив жизнеобеспечения (3.2): получение профессионального образования имеет важное прикладное значение и позволяет рассчитывать на трудоустройство на более выгодных в финансовом отношении условиях.Мотив признания (3.1) также является важным среди студентов, он заключается в том, что они хотят получить признание со стороны близких, друзей, получение профессионального образования воспринимается ими как средство обретения более высокого социального статуса. Показатель признания, безусловно, важен с точки зрения получения профессии.Мотив взаимодействия (2.3) является наименее выраженным среди внешних мотивов. Это может быть связано с тем, что студентам не всегда комфортно общаться с другими студентами и переносят условия обучения на условия будущей профессиональной деятельности.Мотив познания (2.2) является наиболее выраженным среди внутренних мотивов. Студенты понимают важность приобретения знаний в процессе профессиональной подготовки и связывают успешность будущей профессиональной деятельности с тем, насколько полученные знания о профессии и о себе помогут им в профессиональном плане.Наименее выражены мотивы активности (1.6) и самореализации (1.4).Результаты констатирующего исследования профессиональной идентичности представлены на рисунках 2 и 3.Рисунок 2. Результаты исследования профессиональной идентичности (по методике А.А. Азбель, А.Г. Грецова, констатирующее исследование, октябрь 2024 г., n = 42 чел.).«Неопределенное состояние профессиональной идентичности» характеризуется как неоднозначное понимание своего профессионального будущего, студенты не соотносят себя с образом профессионала по тому направлению, по которому осуществляется подготовка. По 13 человек (по 30,95% от общего числа студентов) демонстрируют показатели яркой и средней выраженности данного статуса, 6 человек (14,29%) – показатели ниже среднего, 4 человека (9,52%) – показатели выше среднего. У 6 человек (14,29%) данный статус профессионального самоопределения не выражен.Статус «Сформированная профессиональная идентичность» ярко выражен у 8 человек (19,05%). Эти студенты понимают свою цель, ради чего они учатся, почему им важно получить профессиональное образование на уровне магистратуры именно по данному направлению.Выше среднего данный статус профессиональной идентичности выражен у 6 человек (14,29%), средне – у 12 человек (28,57%), ниже среднего – у 12 человек (28,57%). У 4 человек (9,52%) данный статус профессионального самоопределения не выражен.Статус профессиональной идентичности «Мораторий» представляет собой состояние, при котором студенты не понимают до конца, что их профессиональный выбор окончательный. Это статус затянувшегося выбора, когда студенты, проходя обучение, все еще размышляют о других профессиональных вариантах. Ярко выражен данный статус у 9 человек (21,43%), выше среднего – у 3 человек (7,14%), средне – у 12 человек (28,57%), ниже среднего – у 14 человек (33,33%). У 4 человек (9,52%) данный статус профессионального самоопределения не выражен.Студенты со статусом «Навязанная профессиональная идентичность» так или иначе выбрали профессиональную направленность через взаимодействие с людьми, к которым они прислушиваются и чье мнение важно для студентов. Данный показатель неудивителен поскольку обучение часто определяется исходя из изучения мнений родственников, друзей, родителей. Ярко выражен данный статус у 12 человек (28,57%), выше среднего – у 10 человек (23,81%), средне – у 6 человек (14.29%), ниже среднего – у 8 человек (19,05%). У 6 человек (14,29%) данный статус профессионального самоопределения не выражен.Рисунок 3. Распределение студентов по доминирующему статусупрофессиональной идентичности (по методике А.А. Азбель, А.Г. Грецова,констатирующее исследование, октябрь 2024 г., n = 42 чел.).Как видно из представленных данных, статус «Неопределенное состояние профессиональной идентичности» преобладает у 7 студентов (16,67%), статус «Сформированная идентичность» – у 8 студентов (19,05%), статус «Мораторий» – у 13 студентов (30,95%), статус «Навязанная идентичность» – у 11 студентов (26,19%). Еще у 3 студентов в равной степени преобладают показатели двух или трех статусов профессиональной идентичности, поэтому мы их отнесли к отдельному смешанному типу.Исходя из анализа данного исследования можно сделать вывод, что студенты, выбирая будущую профессию ориентируются на получение высокооплачиваемой работы. Рассчитывают на признание со стороны окружения и социума, но при этом у большинства опрошеных слабо выражены мотивы активности и самореализации, что так же влияет на обучение и дальнейшую профессиональную деятельность.Так же на первом году обучения значительное число студентов техникума имеют состояние неопределенности в выбранном профессиональном направлении и до конца не понимают окончательный ли их выбор или нет. И лишь небольшая часть студентов понимают и соотносят себя с выбранной профессией.Поэтому необходимо выработать систему сопровождения в профессиональном образовании, которая будет ориентирована на помощь студентам в профессиональной самоидентификации и саморазвитии студентов, для положительного влияния на процесс обучения и подготовку квалифицированных профессионалов в сфере среднего профессионального образования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рыбакина А.А., Быков С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 812 - 820. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23374 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23374



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.