'
Седунова В.С.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА *
Аннотация:
в условиях динамичного развития системы дошкольного образования повышение профессиональной компетентности педагогов становится ключевым фактором обеспечения качества образовательных услуг. Статья посвящена исследованию механизмов управления развитием профессиональных компетенций педагогов в дошкольных образовательных организациях. На основе анализа современных теоретических подходов и практик автор предлагает комплексную модель управления, включающую этапы диагностики уровня компетенций, проектирования индивидуальных образовательных траекторий, внедрения интерактивных форм обучения (вебинары, тренинги, педагогические мастерские) и формирования рефлексивной среды. Особое внимание уделяется интеграции наставничества и сетевого взаимодействия как инструментов стимулирования непрерывного профессионального роста.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, дошкольная образовательная организация, управление развитием, педагогические кадры, наставничество, рефлексивная практика, непрерывное образование, ИОТ
Современные вызовы в системе дошкольного образования, включая внедрение цифровых технологий, индивидуализацию обучения и обновление образовательных стандартов (ФГОС ДО), требуют от педагогов постоянного совершенствования профессиональных компетенций. Управление этим процессом становится ключевой задачей администрации дошкольных образовательных организаций (ДОО). Цель статьи – обосновать стратегии и организационные механизмы, направленные на эффективное развитие профессиональной компетентности педагогов, а также оценить их практическую значимость.Основными внешними признаками непрерывного профессионального образования педагога являются:а) временной признак, формирующийся проблемной ситуацией, в подоснове которой лежит столкновение возможностей выбора, расширяющихся под влиянием образования, с нестандартностью деятельности на разных этапах профессиональной деятельности,б) пространственный признак как взаимодействие педагога с различными источниками информации на каждом отрезке жизни, в основе которого лежат его интересы и цели, свидетельствующие о направленности инновационной деятельности педагога, ценностном отношении к профессиональной деятельности,в) личностный признак: развивающий (личностный) эффект образования прямо связан с его «надситуативностью» – чем богаче мотивация образования, тем глубже осознание его ценности и тем интенсивнее перестраивается вся система целей и средств инновационной деятельности педагога [1].Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как интегративная характеристика, включающая:Предметно-методические знания (освоение программ, технологий обучения).Психолого-педагогические навыки (работа с детьми с ОВЗ, развитие эмоционального интеллекта).Цифровые компетенции (использование ИКТ в образовательном процессе).Рефлексивные умения (анализ и коррекция педагогической деятельности).Исследования В.А. Деркунской, Н.В. Микляевой подчеркивают, что системное управление развитием компетентности должно сочетать индивидуальные и коллективные формы обучения, опираться на диагностику потребностей педагогов и создание условий для их самореализации [3].Выделяют следующие стратегии развития профессиональной компетентности:Диагностика и целеполагание:Проведение регулярного мониторинга уровня компетенций через тестирование, анкетирование и анализ открытых занятий.Формирование индивидуальных планов развития (ИПР) с учетом выявленных дефицитов.Непрерывное обучение:Внедрение гибридных форм повышения квалификации: онлайн-курсы, вебинары, стажировки на базе инновационных ДОО.Организация внутренних педагогических мастерских и peer-to-peer обучения.Наставничество и сетевое взаимодействие:Создание системы наставничества для молодых специалистов.Участие в профессиональных сообществах.Мотивационная поддержка:Введение грантовой системы для педагогов, реализующих инновационные проекты.Публичное признание достижений (конкурсы).В рамках организационной поддержки управления для реализации стратегий необходимы:Ресурсное обеспечение: выделение бюджетных средств на обучение, создание цифровой инфраструктуры (электронные библиотеки, платформы для вебинаров).Нормативно-правовая база: разработка локальных актов, регламентирующих стимулирования педагогов.Формирование рефлексивной среды: проведение круглых столов с анализом кейсов из практики.Эффективность предложенных стратегий подтверждается данными исследований Е.Г. Юдиной, Т.И. Алиевой, однако ключевым ограничением остается дефицит времени у педагогов для самообразования [3]. Таким образом, управление развитием профессиональной компетентности педагогов ДОО требует системного подхода, объединяющего администрирование, методическую поддержку и создание мотивационных условий. Предложенные стратегии и организационные механизмы способствуют не только росту качества образования, но и формированию культуры непрерывного саморазвития в педагогическом коллективе.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Седунова В.С. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 821 - 825. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23375 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*