'
Теплинская Д.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в работе представлено исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для диагностического эксперимента была адаптирована методика, благодаря результатам применения которой выявлены разные уровни развития эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Программа, разработанная с учетом выявленных уровней развития эмоциональной сферы и реализованная в ходе коррекционно-развивающей работы, позволила достичь достаточно высоких показателей в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Ключевые слова:
ЗПР, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное развитие
Эмоции влияют на формирование личности человека, что, в свою очередь, проявляется в межличностных отношениях. Понимание сути самореализации человека также невозможно без анализа ее эмоциональных основ [2]. В настоящее время растет интерес исследователей к развитию эмоциональной сферы у детей, имеющих трудности в понимании и дифференциации эмоций, в проявлении эмоций и чувств. При этом нередко развитие эмоциональной сферы у таких детей осложняется и другими нарушениями.Проблема особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР) отражена в научных исследованиях И. Божович [1], Н.В. Карпушкиной [5], О.А. Лашмановой [6], К.С. Лебединской [7], В.И. Лубовского [8], Г. В. Фадина [9], Е.Е. Дмитриева [3], Ю.П. Давыдова [3] и других ученых.Одной из причин эмоциональных расстройств у детей являются недостатки семейного воспитания. Эмоциональный контакт между родителями и ребенком играет важную роль в формировании и развитии его эмоциональной сферы. С самого раннего детства дети впитывают поведение родителей, особенности их взаимодействия с окружающими, их эмоциональные реакции.Другой немаловажной причиной эмоциональных расстройств является органическое поражение головного мозга, различные заболевания, – все это в той или иной степени задерживает как общее, так и эмоциональное развитие ребенка.Известно, что у ребенка с задержкой психического развития существующие нарушения эмоциональной сферы могут выражаться в эмоциональной лабильности или наоборот, в скудности эмоций, в неадекватных формах эмоционального реагирования. Реакции могут быть неконтролируемы и выражаться либо в истерии, либо в агрессии, что не способствует налаживанию контакта со сверстниками, создает трудности понимания и проявления эмоций.С раннего возраста дети очень восприимчивы к окружающей их эмоциональной среде, поэтому ключевым вопросом в воспитании детей дошкольного возраста является формирование у них таких качеств, как эмоциональная отзывчивость, сопереживание [4]. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии всех когнитивных функций, в том числе и в развитии эмоциональной сферы.Гипотеза исследования: использование, в коррекционной работе, предложенного комплекса игр и игровых упражнений будут способствовать эффективному развитию эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи:• анализ научно-методической литературы по проблеме эмоций у детей с задержкой психического развития,• выбрать и адаптировать диагностический материал для исследования эмоций у детей с задержкой психического развития,• оценить уровень развития эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития,• проанализировать полученные результаты экспериментов, полученные в ходе исследования,• проанализировать существующие методики по развитию эмоций у детей с задержкой психического развития,• разработать рекомендации по развитию эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития для разных участников образовательного процесса.За основу разработанной автором диагностической методики исследования эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития была взята методика Л.П. Стрелковой «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» [9]. Для ее адаптации были выбраны следующие параметры:- изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции,- изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.Содержание разработанной нами методики по исследованию эмоциональной сферы проводилось по следующей схеме:Было выделено 3 раздела и 7 блоков.Целью первого раздела было изучение идентификации детьми эмоций по картинному материалу и по видеофрагментам.В него входит Блок №1: изучение понимания детьми эмоциональных состояний по картинкам.Блок № 2: изучение понимания детьми эмоций по видеофрагментам.Блок № 3: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.Целью второго раздела было изучить умение проявлять эмоции через мимику и пантомимику.Блок № 1: использование детьми мимики.Блок № 2: использование детьми пантомимики.Целью третьего раздела было выявление особенностей восприятия ребенком эмоций и эмоциональных состояний.Блок № 1 Изучение восприятия эмоциональных состояний.Блок № 2 Изучение восприятия эмоций через рисунок.В процессе адаптации методики мы добавили систему оценивания в виде уровней, которые отражают уровень осведомленности испытуемых в эмоциональной сфере.Было разработано 4 уровня:уровень – низкий – 0–10 б,уровень – ниже среднего – 11–39 б,уровень – средний – 40–60 б,уровень – Высокий – 60–70 б.Данное обследование показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста выявлен уровень ниже среднего, что говорит о недостаточной осведомленности детей об эмоциях и о некоторых трудностях их дифференциации, тем не менее это самый высокий показатель из всех уровней. У 30% детей был выявлен средний уровень эмоционального развития, что составило всего 9 детей. Низкий уровень был выявлен у одного ребенка, что составило 3% от всех детей. Высокого уровня ни у кого не выявлен. Данные отражают диагностику до проведения формирующего эксперимента.Опираясь на полученные результаты, мы разработали коррекционно-развивающую программу, учитывающую уровень осведомленности дошкольников с ЗПР в сфере эмоций.Цель программы: развитие эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития.Работа по данной программе проводилась в 4 этапа. Для разработки и реализации программы были подобраны и адаптированы различные игры, в которую входит шесть блоков:Блок 1 – игры, которые направлены на развитие понимания детьми эмоций.Блок 2 – игры, которые направлены на дифференциацию эмоций у себя и у других.Блок 3 – игры, которые направлены на развитие мимики и пантомимики.Блок 4 – игры, которые направлены на развитие ассоциативных связей с эмоциями.Все эти игровые упражнения были направлены на развитие эмоциональной сферы у детей старшего возраста с задержкой психического развития.Для каждого этапа занятий в программе предусмотрен наглядный материал и игрушки, которые обеспечивают:достаточную активность детей,контроль усвоения полученных знаний и умений.Экспериментальная программа предполагает вовлечение в работу учителя-логопеда и родителей для закрепления у детей полученных умений, сформированных учителем-дефектологом. Занятия проводились всеми специалистами в форме дидактических игр во время лексической темы недели «Эмоции». Данный этап необходим для формирования эмоциональной базы дошкольников с ЗПР.Таблица 1. Комплекс игр и игровых упражнений по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.Перспективный план работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлен в таблице 2.Таблица 2. Перспективный план по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.Для качественного анализа исследования на диаграмме 1, представлены результаты констатирующего эксперимента (до проведения комплекса игр и игровых упражнений) и формирующего эксперимента.Диаграмма 1. Динамика эмоционального развития детей экспериментальной группы до и после применения комплекса игр и игровых упражнений для развития эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.В итоге констатирующего эксперимента диагностика выявила следующие результаты:низкий уровень составил 3%,уровень ниже среднего составил 67%,средний уровень составил 30%,высокий уровень 0%.Результаты формирующего эксперимента выявили положительную динамику в развитии эмоциональной сферы у детей с задержкойпсихического развития по уровням:низкий уровень составил 0%,уровень ниже среднего составил 37%,средний уровень составил 63%,высокий уровень 0%.При сравнительном анализе результатов экспериментальной группы нам удалось отметить положительную динамику эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:- количество детей, у которых выявлен уровень ниже среднего эмоционального развития уменьшилось на 32%,- количество детей, у которых средний уровень эмоционального развития увеличился на 35%, -количество детей с низким уровнем развития эмоционального развития уменьшилось, что теперь составляет 0%,- количество детей с высоким уровнем эмоционального развития у детей экспериментальной группы остался таким же.В ходе проведения работы мы пришли к выводу о том, что комплексная и систематическая работа, включающая специально подобранный комплекс игр и игровых упражнений для развития эмоциональной сферы, а также просветительская работа с родителями и их активное участие дают положительный эффект в процессе формирования и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Теплинская Д.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 834 - 844. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23377 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*