'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 108

Просмотры  119 просмотров

Акопян Ю.А., Голуб В.В.

  


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦИФРОВИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в условиях стремительного развития цифровых технологий роль государственной политики в цифровизации становится критически важной, эта политика определяет стратегические направления, методы и инструменты, которые определяют переход общества к цифровой экономике и внедрение инновационных решений в различные сферы жизни. Государственная политика в цифровизации включает в себя создание нормативно-правовой базы, поддержку стартапов и инновационных компаний, развитие инфраструктуры и повышение цифровой грамотности населения. Кроме того, важным аспектом является обеспечение информационной безопасности и защита персональных данных. Эффективная государственная политика способствует не только экономическому развитию, но и социальному прогрессу, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни граждан. В данном контексте рассмотрение опыта различных стран позволяет выявить лучшие практики и адаптировать их к национальным условиям, способствуя успешной цифровой трансформации общества.   

Ключевые слова:
государственная политика, цифровизация, цифровая экономика, информационные технологии, инфраструктура, инновации, нормативно-правовая база, цифровая грамотность, кибербезопасность, персональные данные, цифровая трансформация, международный опыт, эффективность управления, регуляторные механизмы   


Цифровизация представляет собой глобальный тренд, охватывающий все аспекты жизни общества и экономики, вследствие чего влечет за собой трансформацию нормативно-правовых актов Российской Федерации. В условиях стремительного развития технологий государства принимают на себя ответственность за формирование и реализацию государственной политики, направленной на эффективное внедрение цифровых решений. В Российской Федерации данный процесс требует особого внимания, так как успешная цифровизация может стать основой для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни граждан.Государственная политика в области цифровизации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие информационных технологий, улучшение доступности цифровых услуг и защиту прав граждан в цифровом пространстве. Ключевыми аспектами этой политики являются:- создание нормативно-правовой базы,- развитие инфраструктуры,- повышение цифровой грамотности граждан,- обеспечение кибербезопасности.Для достижения этих целей необходимо учитывать как внутренние факторы, так и глобальные тенденции, что требует от государства гибкости и адаптивности. Актуальные нормативно-правовые акты, регулирующие цифровизацию в России, включают в себя Федеральные законы, постановления Правительства и стратегические документы, к числу наиболее значимых относятся следующие нормативные акты, которые представлены автором в таблице 1.Таблица 1. НПА РФ в сфере информации и цифровизации.Так, в мае 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что к 2030 году 80% предприятий в стране должны перейти на отечественное ПО, данный переход уже стал трендом рынка, влияющим на дальнейшее направление его развития. Его даже можно назвать самовоспроизводящимся трендом: за прошедшие годы многие компании уже установили отечественный софт и планируют расширять свою инфраструктуру [3]. Замещение иностранного ПО создало определенные рыночные механизмы, которые продолжат развиваться и в будущем.Российский рынок ИТ-сервисов демонстрирует единообразную динамику: популярность локальных программных решений и платформ, адаптированных под требования национального законодательства, неуклонно увеличивается. Ключевым драйвером этого тренда стали законодательные предписания, обязывающие компании хранить персональные данные пользователей исключительно на серверах, расположенных в РФ, что делает выбор отечественных продуктов практически целесообразным.Согласно исследованию аналитического центра Edge, свыше 50% организаций в России уже начали миграцию в сторону местных облачных решений и ПО. Однако лишь 40,1% руководителей рассматривают эти системы как равноценную альтернативу зарубежным аналогам [4]. Основные барьеры, препятствующие полномасштабному переходу, связаны с тремя аспектами:1. Эргономика интерфейсов — многие решения уступают в интуитивности и кастомизации.2. Совместимость со сторонними платформами — сложности интеграции с международными ERP и CRM-системами.3. Темпы внедрения обновлений — задержки в доработке функционала под меняющиеся бизнес-задачи.Эксперты отмечают, что для укрепления позиций российскому софту необходимо усилить фокус на UX/UI-дизайн, а также развивать экосистемные интеграции — например, через открытые API или кроссплатформенные модули. Дополнительным стимулом могло бы стать сотрудничество разработчиков с крупными корпорациями для тестирования решений в реальных условиях.С активным развитием цифровой инфраструктуры повышение цифровой грамотности граждан — ключевой фактор адаптации общества к технологическим вызовам современности, что предполагает обучение базовым навыкам работы с цифровыми устройствами, интернетом и онлайн-сервисами, что особенно важно для старшего поколения и жителей удаленных регионов.Внедрение образовательных программ, бесплатных курсов и интерактивных мастер-классов позволяет сократить цифровой разрыв и повысить качество жизни через доступ к электронным госуслугам, телемедицине и онлайн-образованию. Важную роль играет популяризация кибербезопасности, чтобы пользователи могли защищать персональные данные и распознавать мошеннические схемы. Совместные усилия государства, бизнеса и НКО в этом направлении не только укрепляют цифровой суверенитет, но и создают основу для инклюзивного технологического прогресса.С ростом цифровизации неизбежно растёт и количество кибератак на государственные и частные структуры. В 2024 году Россия столкнулась с увеличением числа кибератак на 25% по сравнению с предыдущим годом. Это привело к ужесточению требований к кибербезопасности и внедрению новых технологий для защиты данных.Крупные компании, такие как Лаборатория Касперского, продолжают разрабатывать новые решения для защиты данных и предотвращения киберугроз. В 2024 году в России были запущены несколько национальных программ по обучению специалистов в области кибербезопасности, что стало важным шагом на пути к усилению защиты критически важной инфраструктуры страны.Блокчейн вышел на первый план как ключевая технология обеспечения информационной безопасности. Его архитектура обеспечивает надежную защиту как для финансовых транзакций, так и для конфиденциальных сведений о пользователях. В 2024 году российские кредитные организации и ведомства государственного уровня активно внедряют блокчейн-решения, чтобы снизить риски мошенничества и добиться полной открытости денежных потоков. Ярким примером служит применение децентрализованных систем при организации выборов и онлайн-голосований: благодаря криптографической защите и неизменяемости записей, такие процессы исключают манипуляции и обеспечивают абсолютную достоверность результатов.Следует отметить, что нормативные акты, касающиеся информационной безопасности, не являются просто декларативными. За нарушение установленных законом норм предусмотрена разнообразная ответственность. Например, согласно статье 12 федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», информация, которая составляет коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, полученная должностными лицами контрольного (надзорного) органа в процессе осуществления государственного или муниципального контроля, не подлежит разглашению, за исключением случаев, определенных федеральными законами [5].Киберугрозы представляют собой значительный риск для государственной безопасности и стабильности общества. В ответ на эти вызовы в России разработана концепция кибербезопасности, регулирующая вопросы защиты информационных систем и данных. Основные направления данной концепции включают в себя несколько элементов, которые представлены на рисунке 1.Рисунок 1. Основные направления концепции кибербезопасности [2].Государственная политика в области цифровизации в Российской Федерации занимает ключевую роль в формировании цифровой экономики и обеспечении безопасного цифрового пространства для граждан. Эффективная реализация государственной политики зависит от комплексного подхода, включая создание и развитие нормативно-правовой базы, инфраструктуры, программы повышения цифровой грамотности и обеспечение кибербезопасности. В условиях глобальных вызовов и угроз, связанных с переходом в цифровое общество, успешная цифровизация может стать основой для социального и экономического развития страны. Важно продолжать адаптировать и развивать государственную политику, учитывая опыт зарубежных стран и текущие технологические тренды, чтобы обеспечить результативность и безопасность цифровых преобразований.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Акопян Ю.А., Голуб В.В. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 850 - 858. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23379 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23379



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.