'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  141 просмотров

Бродникова Е.Г., Родионова Д.Н.

  


ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена одной из актуальных тем местного самоуправления – участие гражданской инициативы в решении вопросов местного значения через такой институт – как территориальное общественное самоуправление. Сегодня вопросы развития территориального общественного самоуправления вызывают пристальное внимание, не только ученого сообщества, но и практикующего звена, в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье автором актуализируется значение территориального общественного самоуправления, в том числе и на самом высоком уровне – со стороны Президента РФ. Автор характеризует основные проблемы, которые присущи в организации и деятельности территориального местного самоуправления. Делается акцент, на решении выявленных проблем с участием всех заинтересованных сторон в развитии территориального общественного самоуправления и высказываются предложения для федерального, регионального и местного уровней власти, способных активизировать гражданскую инициативу, тем самым обеспечив социально-экономическое развитие муниципалитетов и качественное проживание граждан на определенной территории   

Ключевые слова:
местное самоуправление, пути решения проблем, формы участия граждан   


Местное самоуправление является одним из элементов публичной власти, от эффективности деятельности которого зависит и развитие всего российского общества, что обуславливает активизацию реализации различных механизмов, способствующих комфортному проживанию граждан. Еще в 2013 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию была поставлена задача по созданию условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления через поддержание гражданской активности на местах, что требует создать для населения реальные условия принятия повседневных вопросов для повышения их качества жизни[6]. Государство ждет активности и инициатив «снизу», от населения, причем такой активности, которая бы способствовала организации нормальной, комфортной жизни на местах – в каждом дворе, в каждом доме и каждом подъезде. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, общие принципы которых устанавливаются нормами Федерального закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся: собрания и конференции граждан, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, иные формы. Важнейшей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на организации граждан по месту их жительства, на наш взгляд является территориальное общественное самоуправление, вопросы которого обсуждаются на самом высоком уровне. Так, 05.08.2017 г. Президент РФ проводил заседание Совета по развитию местного самоуправления, на котором одним из обсуждаемых вопросом был вопрос о функционировании территориального общественного самоуправления[10]. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории поселения, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения[4]. Территориальное общественное самоуправление – это исключительно российское явление, реализация которого предоставляет возможность самоорганизации граждан в решении вопросов местного значения. Присутствие территориального общественного самоуправления в муниципалитетах не является обязательным, органы территориального общественного самоуправления не наделены властными полномочиями, но многие исследователи рассматривают его как важный институт между обществом и властью в муниципальных образованиях[2;3;5;9], и мы разделяем данное мнение. Обращаясь к проблемам организации и функционирования территориального местного самоуправления муниципальная практика показала следующее. По данным Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС» во многих регионах активное развитие территориального местного самоуправления происходит без регистрации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица[11]. Сдерживающими факторами создания новых территориальных общественных самоуправлений со статусом юридического лица, являются сложность процедур регистрации, уплата госпошлины, отчетность в налоговые органы и другая подобная «нагрузка к статусу» [8]. Также к основным проблемам организации и деятельности территориального общественного самоуправления можно отнести:  недостаточную самоуправленческую активность населения, особенно молодежи;  недостаточную освещенность деятельности территориального общественного самоуправления в средствах массовой информации;  отсутствие квалифицированных и подготовленных кадров, способных эффективно управлять территориальными общественными самоуправлениями с учетом изменяющегося законодательства, реализацией инновационных форм привлечения финансирования, участием в конкурсных процедурах и т.д. ;  недостаток финансовых ресурсов[1;7]. Выше обозначенные проблемы не являются исчерпывающимися, но и их решение будет способствовать развитию территориального местного самоуправления в муниципалитетах. Для этого необходимы действенные механизмы, которые должны быть системными на всех уровнях власти. На федеральном уровне целесообразно определить законодательно особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации, а также закрепить возможности наделения территориальных общественных самоуправлений статусом социально ориентированной некоммерческой организации. Это позволит территориальным общественным самоуправлениям в дальнейшем получать соответствующую финансовую поддержку. Заключать договоры, размещать заказы, аккумулировать добровольные пожертвования и иные денежные средства – в общем, существенно расширит функции и практический потенциал. Важным субъектом в развитии и решении проблем территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях являются органы государственной власти регионов, которые могут оказывать такую помощь как:  информационная и методическая поддержка муниципальных образований для формирования ими правовых и организационных условий, обеспечивающих возможность создания и регистрации территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях;  стимулирование органов местного самоуправления на популяризацию территориального общественного самоуправления среди населения и поддержку инициатив граждан по созданию территориальных общественных самоуправлений в реализации их проектов посредством региональных программ и грантов;  широкое информирование жителей регионов о территориальном общественном самоуправлении, их возможностях и способах создания, а также реализуемых ими проектах. Для этого целесообразно привлекать средства массовой информации, использовать информационные ресурсы Правительств регионов и муниципальных образований, Общественных палат регионов, региональных ассоциаций территориальных общественных самоуправлений, Ассоциаций муниципальных советов регионов, представителей общественных советов, научных и общественных организаций и других заинтересованных лиц и организаций;  проведение обучающих семинаров для лидеров и активистов территориальных общественных самоуправлений по вопросам организации развития деятельности, разработки и реализации общественно значимых проектов;  повышение уровня профессионализма, квалификации и компетенции муниципальных служащих, к чьим должностным обязанностям относится взаимодействие с территориальными общественными самоуправлениями;  обеспечение информационно-организационного сопровождения деятельности территориальных общественных самоуправлений, в том числе проведение форумов, конференций, семинаров, круглых столов по работе территориальных общественных самоуправлений;  формирование позитивного общественного мнения населения относительно участия в деятельности территориальных общественных самоуправлений. Еще один субъект, который реально может решать проблемы в организации и деятельности территориального общественного самоуправления – это органы муниципальной власти, которые являются наиболее заинтересованными субъектами в эффективности деятельности территориального общественного самоуправления. Такая деятельность со стороны органов местного самоуправления может быть направлена на разработку и внедрение мер морального и материального стимулирования органов территориального общественного самоуправления. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бродникова Е.Г., Родионова Д.Н. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 35 - 41. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2338 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2338



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.