'
Арсланов Д.Э., Селентьева Т.Н.
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ РИСКА В КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *
Аннотация:
данная статья посвящена оценке индикаторов риска в контрольной (надзорной) деятельности в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга. В статье анализируется понятие «индикатор риска» в контексте алкогольного рынка. Проведен анализ возможности применения индикаторов риска.
Ключевые слова:
контрольная деятельность, риск-ориентированный подход, индикаторы риска
Согласно разъяснениям Минэкономразвития Российской Федерации, индикатор риска представляет собой определенный признак, который, как показывает практика и анализ правоприменительной деятельности, часто сопровождает нарушения, но при этом не является собственно нарушением. По своей сути, такой индикатор отражает конкретное событие или изменение состояния объекта контроля, которое с высокой долей вероятности указывает на возможные нарушения. При этом ключевым критерием является реальная угроза охраняемым законом ценностям, а не формальные признаки [1].На данный момент при осуществлении контроля (надзора) за розничной торговлей алкогольной продукцией на территории Санкт-Петербурга используются индикаторы риска, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации, закрепленные в постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2021 года № 978 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Санкт-Петербурга» (далее - Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 978).Согласно приложению №1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2021 года № 978, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Санкт-Петербурга состоит из 10 пунктов [2]:1. Превышение (на основании сведений единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на 20 и более процентов объема алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками (далее - ФСМ), приобретенной контролируемым лицом в прошедшем квартале, при отсутствии увеличения объема реализации таким лицом алкогольной продукции на 5 и более процентов за аналогичный период времени.2. Списание контролируемым лицом алкогольной продукции по основаниям, не связанным с ее реализацией (на основании сведений ЕГАИС), в течение календарного месяца в объеме, превышающем 20 процентов от общего объема реализованной контролируемым лицом алкогольной продукции за указанный период.3. Фиксация в ЕГАИС возвратов контролируемым лицом алкогольной продукции либо отказов в принятии алкогольной продукции, которая подлежит маркировке ФСМ, при условии, что объем возврата либо отказа в принятии алкогольной продукции превышает 10 процентов от общего объема закупленной за тот же квартал алкогольной продукции.4. Фиксация в ЕГАИС возвратов контролируемым лицом либо отказов в принятии пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при условии, что объем возврата либо отказа в принятии пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи превышает 10 процентов от общего объема такой продукции.5. Принятие (на основании сведений ЕГАИС) контролируемым лицом пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с расхождением при условии, что общий объем расхождений превышает 10 процентов от общего объема закупки такой алкогольной продукции за тот же квартал.6. Расхождение на 10 процентов и более объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи согласно сведениям ЕГАИС в течение календарного месяца с объемом розничной продажи такой продукции согласно сведениям государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ), за аналогичный период.7. Отсутствие в ЕГАИС в течение квартала информации о закупке и (или) розничной продаже маркированной алкогольной продукции организациями, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.8. Наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке, с указанием кода маркировки товара, ранее выведенного из оборота, в объеме более 50 процентов средневзвешенного объема реализации пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке, в том же объекте розничной продажи за этот же календарный месяц.9. Наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более 25 процентов средневзвешенного объема реализации пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в том же объекте розничной продажи за этот же календарный месяц.10. Фиксация десять и более раз в течение квартала в ЕГАИС сведений о факте розничной продажи алкогольной продукции с одинаковыми штриховыми кодами на ФСМ в одном месте осуществления деятельности.Необходимо разобрать данные индикаторы риска подробнее и разделить их на категории.Нерабочие - индикаторы риска под номерами 6, 8 и 9 не могут работать, поскольку у контрольных (надзорных) органов Санкт-Петербурга нет доступа к ГИС МТ, а между Правительством Санкт-Петербурга и оператором данной системы нет заключенного договора на ее использование.Частично рабочие - индикаторы риска под номерами 2, 4 и 5 частично работают так, как с их помощью можно определить возможное нарушение, но поскольку организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой, не обязательно для своей деятельности получать лицензию, одним из условий которой является подключение к ЕГАИС, существенное количество из них не может быть проконтролировано уполномоченными органами.Рабочие. Индикаторы риска под номерами 1, 3, 7 и 10 могут быть использованы только для контроля организаций, торгующих крепим алкоголем, и не затрагивают организации и индивидуальных предпринимателей, для чьей деятельности не надо получать лицензию.Общая проблема всех представленных индикаторов состоит в том, что они опираются не на реальную ситуацию на контролируемых объектах, а исключительно на данные, полученные с помощью государственных информационных систем. Кроме того, контролируемые лица могут быть не учтены государственными информационными системами.С помощью индикаторов риска контрольные (надзорные) органы могут относить объекты контроля к различным категориям.Категории риска – это классификация объектов государственного контроля (надзора) по степени потенциальной опасности, которую они представляют для охраняемых законом ценностей: жизни, здоровья людей, экологии, общественной безопасности и других значимых сфер [3].Также, согласно уже упомянутому выше Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2021 года № 978, Комитет по промышленной политике классифицирует объекты государственного контроля по категориям риска причинения вреда охраняемым законом ценностям [2]:высокий риск,средний риск,низкий риск.Объекты регионального государственного контроля в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Санкт-Петербурге относятся к категории высокого риска, если в течение двух лет до момента оценки за ними числятся два и более вступивших в силу постановления о привлечении к административной ответственности.Объекты розничной торговли алкоголем в Санкт-Петербурге попадают в категорию среднего риска, если за последние два года у них было хотя бы одно подтвержденное нарушение в сфере оборота спиртосодержащей продукции. Речь идет о случаях, когда Комитет уже привлекал предприятие к ответственности за несоблюдение установленных правил торговли алкоголем.К низкому риску относятся же все объекты, не вошедшие в первые две категории.Подобный подход вызывает определенные вопросы, поскольку он не учитывает ключевой принцип категорирования – потенциальную тяжесть возможного ущерба. Отнесение объектов к категориям риска исключительно по количеству нарушений, без оценки их масштабов и последствий, выглядит несовершенным.Фактически, текущая система ставит в одну категорию как незначительные технические нарушения, так и серьезные случаи, которые действительно могут нанести существенный вред потребителям или общественным интересам. Например, предприятие с единичным нарушением сроков подачи отчетности и компания, уличенная в продаже нелегального алкоголя, формально оказываются в одной категории среднего риска.Более логичным было бы учитывать не только частоту, но и характер нарушений, их потенциальную опасность для здоровья граждан и законности оборота алкогольной продукции. Это позволило бы выстраивать действительно обоснованную систему контроля, где степень внимания надзорных органов соответствовала бы реальным рискам, а не просто количеству зафиксированных нарушений.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Арсланов Д.Э., Селентьева Т.Н. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ РИСКА В КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 859 - 865. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23380 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*