'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 110

Просмотры  102 просмотров

Арсланов Д.Э., Селентьева Т.Н.

  


ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В КОНТРОЛЬНУЮ (НАДЗОРНУЮ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию промежуточных результатов перехода контрольной (надзорной) деятельности к риск-ориентированному подходу при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Дана оценка применения индикаторов риска по региональным видам контроля (надзора). В работе выполнен анализ контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по региональным видам контроля (надзора).   

Ключевые слова:
контрольная деятельность, риск-ориентированный подход, индикаторы риска   


В настоящее время контрольная (надзорная) деятельность претерпевает активные изменения, однако далеко не все они способствуют повышению эффективности работы уполномоченных органов.На данный момент в Российской Федерации контрольная (надзорная) деятельность существенно ограничена из-за действия Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее – Постановление Правительства № 336). Фактически этот документ вводит ограничения на проведение внеплановых проверок, что значительно снижает возможности для проведения контрольных (надзорных) мероприятий [1].Вместо обычной процедуры инициации внеплановых проверок, Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. № 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и плана-графика по ее реализации» (далее – Постановление Правительства № 3745-р) и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ, предусматриваются новые методы для выявления нарушений, а именно – риск-ориентированный подход, в основе которого лежит понятие индикаторов риска [2].В ходе анализа проверок по региональным видам контроля по индикаторам риска обратимся к данным Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» [3].Статистика за 2024 год свидетельствует о незначительном росте применения риск-ориентированного подхода в региональном контроле. Из общего количества 120 842 проведённых проверок лишь 960 (0,8%) были инициированы на основании индикаторов риска. Для сравнения, в предыдущем 2023 году этот показатель составлял 880 проверок из 125 166, что соответствует 0,7% от общего объёма контрольных мероприятий.В 2024 году проверки с применением индикаторов риска в рамках регионального контроля проводились в 63 субъектах Российской Федерации, что на 6 регионов больше по сравнению с 2023 годом. Среди территорий с наибольшей активностью использования риск-ориентированного подхода выделяются Московская область с 112 проверками, Республика Крым с 97 проверками и Калининградская область, где было проведено 65 проверок. В Свердловской области зафиксировано 50 подобных проверок, тогда как Москва и Краснодарский край показали одинаковые результаты - по 47 проверок в каждом регионе.Результаты контрольных мероприятий регионального уровня, проведённых на основании индикаторов риска, демонстрируют повышение эффективности надзорной деятельности. В 2024 году доля проверок с выявленными нарушениями достигла 82%, что на 6% превышает аналогичный показатель предыдущего года.Таблица 1. Число проверок по индикаторам риска по региональным видам контроля.Анализ данных показывает, что общее количество проверок по индикаторам риска – 960 для 63 видов контроля по всем регионам России за год – свидетельствует о крайне низкой интенсивности проведении контрольных (надзорных) мероприятий по индикаторам риска. В среднем на каждый вид контроля приходится чуть более 15 проверок в масштабах всей страны, что явно недостаточно для эффективного выявления нарушений.Также необходимо учитывать, что не все эти проверки приводили к выявлению правонарушения, ниже, в таблице 2, представлена выявляемость нарушений обязательных требований по 6 видам контроля, имеющим наибольшее количество проверок за 2024 год.Таблица 2. Выявляемость нарушений по видам контроля.Представленные статистические данные о результатах региональных проверок различных сфер деятельности вызывают серьезные вопросы относительно полноты и объективности контрольных мероприятий. Особенно показательны данные по розничной продаже алкогольной продукции, где доля проверок с выявленными нарушениями достигает 90% (149 нарушений из 166 проверок). На первый взгляд, это свидетельствует о высокой эффективности контрольных органов, однако при более глубоком анализе выявляются серьезные проблемы. Крайне низкое абсолютное количество проведенных проверок (всего 166 в алкогольной сфере) явно не соответствует масштабам рынка и потенциальным рискам данной отрасли.Высокий процент выявляемости нарушений (от 75% до 90% по разным направлениям) может свидетельствовать о формальном подходе к составлению планов проверок, когда инспекторы заранее выбирают объекты с нарушениями.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Арсланов Д.Э., Селентьева Т.Н. ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В КОНТРОЛЬНУЮ (НАДЗОРНУЮ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 866 - 872. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23381 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23381



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.