'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 111

Просмотры  98 просмотров

Арутюнян М.С., Машезова А.А.

  


АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УФАС РОССИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ *

  


Аннотация:
статья представляет собой комплексный анализ кадрового потенциала УФАС России по Ростовской области, включающий количественные, качественные, возрастные и гендерные характеристики сотрудников в разрезе структурных подразделений. Особое внимание уделено динамике численности персонала, уровню образования, результатам аттестации и повышению квалификации как факторам повышения эффективности контроля.   

Ключевые слова:
кадровый потенциал, УФАС, государственная служба, профессиональная аттестация, повышение квалификации   


Федеральная антимонопольная служба России является специальным федеральным органом исполнительной власти, который выполняет различные функции, связанные с принятием правовых актов, а также реализует контрольно-надзорную деятельность за соблюдением действующих нормативных правовых актов в сфере конкурентной борьбы и экономического развития на товарном рынке.В современных условиях кадровый потенциал государственного органа является важнейшим компонентом его устойчивости и эффективности. Анализ количественного и качественного состава персонала позволяет выявить сильные и слабые стороны в системе управления кадрами. Это в свою очередь воздействует на способность учреждения выполнять возложенные на него функции, обеспечивать соблюдение законодательства и принимать управленческие решения в условиях неопределённости. Комплексная оценка кадров служит основой для разработки мер по повышению профессионализма, сбалансированности возрастной структуры и гендерного равновесия. На основании анализа данных была составлена таблица с динамикой численности персонала УФАС России по Ростовской области за 2022–2024 годы (см. таблицу 1).Таблица 1. Данные по динамике численности персонала УФАС России по Ростовской области [1].Из представленной таблицы видно, что общая численность сотрудников по каждому отделу увеличивается с каждым годом. Особенно заметно это в отделе контроля закупок, который с 2022 по 2024 годы увеличил свой штат с 10 до 12 человек. Также наблюдается устойчивый рост в отделах по борьбе с картелями и органов власти, что может свидетельствовать о повышении приоритета этих направлений в антимонопольной деятельности. Некоторые отделы, например, информационный и финансовый сохраняют стабильную численность, что говорит об их оптимальном кадровом обеспечении. Все эти данные могут указывать на стратегические изменения в акцентах работы ведомства и усилении отдельных направлений контроля.Далее перейдём к рассмотрению образовательного уровня сотрудников УФАС России по Ростовской области в разрезе отделов. Информация представлена в таблице 2.Таблица 2. Данные по уровню образования сотрудников по отделу УФАС России по Ростовской области за 2022–2024 годы [1].Практически все сотрудники отделов имеют высшее образование, что подтверждает высокий уровень профессиональной подготовки кадров УФАС России по Ростовской области. Особенно это выражено в отделах контроля органов власти и борьбы с картелями, где количество сотрудников с высшим образованием максимально приближено к общей численности. Незначительное присутствие сотрудников с незаконченным высшим или средним специальным образованием наблюдается в некоторых отделах, но оно не критично и может быть обусловлено текущей заменой кадров или их обучением. Отсутствие сотрудников с только средним общим образованием говорит о кадровой политике, ориентированной исключительно на высококвалифицированные кадры. Это является положительным фактором для обеспечения качества работы всего столь важного ведомства.Следующим аспектом анализа состояния кадров является возрастная структура персонала, которая отражает соотношение молодых, зрелых и опытных сотрудников, а также влияет на кадровую устойчивость и общую преемственность (см. таблицу 3).Таблица 3. Данные по возрастным категориям сотрудников в УФАС России по Ростовской области [1].Анализ возрастного состава сотрудников указывает на наличие сбалансированной структуры. В каждом отделе представлены как молодые специалисты до 30 лет, так и опытные сотрудники старше 50 лет. Вся эта ситуация говорит о разумной политике в области кадрового обновления и передачи всего опыта. Наибольшее число работников в возрасте 31–40 лет и 41–50 лет указывают на наличие устойчивого ядра персонала, способного обеспечивать стабильную работу всего учреждения. Однако определённое внимание стоит уделить поддержке и карьерному росту молодёжи, что позволяет обеспечивать высоким показатель преемственности. В то же время небольшая доля сотрудников старше 50 лет требует анализа на предмет подготовки к замещению и передачи знаний.Теперь рассмотрим гендерный состав сотрудников, что важно для соблюдения принципов равенства и сбалансированности кадрового потенциала (см. таблицу 4).Таблица 4. Характеристика гендерного состава сотрудников УФАС России по Ростовской области по данным на 2024 год [1].Большинство отделов характеризуется доминированием женщин среди сотрудников, особенно в информационном отделе, отделе контроля закупок и отделе контроля органов власти, где доля женщин составляет примерно 66,7%. Однако в отделах по борьбе с картелями и гособоронзаказа наблюдается более равномерное или даже мужское преобладание, что может быть связано с особенностями функциональных задач и спецификой выполняемой работы. Гендерное разнообразие способствует более широкому взгляду на управленческие задачи, но при значительном дисбалансе важно проводить политику по равным возможностям карьерного роста и доступу к управленческим позициям.Немаловажным компонентом анализа считается исследование категорий служащих, представленных в УФАС России по Ростовской области, что позволяет судить об административной иерархии и уровне управленческой нагрузки (см. таблицу 5).Таблица 5. Данные по категориям служащих в УФАС России по Ростовской области в разрезе отделов за 2024 год [1].Анализ категорий показывает, что наибольшую долю в каждом отделе составляют специалисты. Эта ситуация отражает прикладной, исполнительно-аналитический характер деятельности всего ведомства. Руководящие должности распределены достаточно равномерно, что свидетельствует о наличии чёткой управленческой вертикали. Помощники и советники представлены в ключевых отделах, обеспечивая поддержку всего руководства. Обеспечивающий персонал представлен минимально, что типично для органов с высокой интеллектуальной нагрузкой и административном уклоном.Представим результаты аттестации персонала за 2022–2024 годы, поскольку анализ этого параметра крайне важен в контексте изучения кадровой политики в органе государственной власти (см. таблицу 6).Таблица 6. Данные по численности аттестованных сотрудников УФАС России по Ростовской области за 2022–2024 годы [1].Результаты аттестации демонстрируют положительную динамику, так как в большинстве отделов количество аттестованных сотрудников ежегодно растёт или остаётся стабильным на высоком уровне. Особенно активно проводится аттестация в отделе контроля закупок, отделе контроля органов власти и общем отделе контроля, что может быть связано с высокой динамикой кадровой работы и регулярной актуализацией полученных компетенций. Информационный и финансовый отделы демонстрируют стабильные, но умеренные показатели, что вероятнее всего связано с меньшей численностью персонала.Далее рассмотрим сведения о повышении квалификации сотрудников, что непосредственно влияет на развитие кадрового потенциала и адаптацию к изменениям в законодательстве, а также управленческой практике (см. таблицу 7).Таблица 7. Данные по повышению квалификации сотрудников УФАС России по Ростовской области за 2022–2024 годы [1].Информация из представленной таблицы показывает, что наблюдается тенденция к увеличению числа сотрудников, прошедших повышение квалификации, особенно в отделах, которые ведут активную контролирующую и аналитическую деятельность – это отдел контроля закупок, органов власти и отдел по борьбе с картелями.Таким образом, комплексное исследование ситуации с кадрами и кадрового потенциала УФАС России по Ростовской области позволило определить некоторые положительные тенденции в динамике численности персонала, образовательном уровне, возрастной структуре и сбалансированности гендерного состава. Отчётливо прослеживается укрепление кадрового потенциала за счёт активного повышения квалификации, регулярной аттестации и системного подхода к формированию кадрового резерва. Все подразделения, несущие основную нагрузку в сфере надзора и контроля, получают приоритет в кадровом развитии, и это свидетельствует о гибкости и адаптации кадровой политики. Пристальное внимание уделяется формированию преемственности, что минимизирует кадровые риски в долгосрочной перспективе. В органе власти прослеживается чёткая иерархия должностей с доминированием специалистов, что соответствует задачам государственного контроля. Поддержка высокого уровня профессионализма кадров способствует укреплению эффективности всей системы административного регулирования. В целом, кадровая система УФАС России по Ростовской области демонстрирует устойчивость, нацеленность на развитие и способность оперативно реагировать на различные вызовы внешней среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Арутюнян М.С., Машезова А.А. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УФАС РОССИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 873 - 882. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23382 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23382



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.