'
Евмененко Е.В.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ *
Аннотация:
данная статья посвящена исследованию особенностей реализации риск-ориентированного подхода в сфере контроля и надзора в России. Мы рассмотрим специфику введения риск-ориентированного подхода в систему российского государственного контроля и надзора и выявим возможности применения этого принципа для повышения эффективности в контроле и надзоре. В статье представлены результаты исследования внедрения риск-ориентированного подхода в российскую практику осуществления контрольных и надзорных функций государства, а также проанализированы потенциальные преимущества и вызовы, связанные с его данного подхода. Работа предлагает практические рекомендации по использованию риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности с целью обеспечения более эффективного взаимодействия с объектами контроля (надзора), и улучшения результатов деятельности контрольных (надзорных) органов.
Ключевые слова:
риск-ориентированный подход, контрольная деятельность, надзорная деятельность, управление рисками, эффективность, оценка рисков, принятие решений, распределение ресурсов
Контрольная (надзорная) деятельность государства является одним из важнейших инструментов защиты общественных интересов и обеспечения соблюдения законов в экономике и социальной сфере. Однако традиционная практика массового проведения регулярных проверок предприятий показала свою неэффективность, создавая избыточные административные барьеры и препятствуя развитию предпринимательства. Именно поэтому возникает необходимость трансформации традиционной проверочной системы, ориентирующейся преимущественно на равномерное распределение усилий и ресурсов среди всех подконтрольных субъектов, в систему, основанную на выявлении конкретных областей высокого риска и концентрации внимания именно на них.Россия активно внедряет риск-ориентированный подход, направленный на повышение эффективности государственной контрольно-надзорной деятельности. Это связано с необходимостью снижения административного давления на бизнес и улучшения инвестиционного климата страны. Такой подход позволяет государству сосредоточить усилия на тех субъектах и объектах, которые представляют наибольший риск для жизни и здоровья населения, окружающей среды, финансовой стабильности и других значимых факторов. Однако успешная реализация данного подхода требует глубокого понимания теоретических основ, нормативно-правового оформления и практических методик оценки рисков. Именно этим вопросам посвящена данная статья. Риск-ориентированный подход представляет собой методологию планирования и осуществления контрольно-надзорных мероприятий, основанный на предварительном анализе и систематической оценке возможных рисков, связанных с нарушением обязательных норм и правил субъектами предпринимательской деятельности [1]. Данный подход предполагает использование количественных и качественных методов оценки вероятности наступления неблагоприятных последствий вследствие несоблюдения установленных требований и нормативов. Исторически идея учета рисков возникла в западных странах, где было осознано, что традиционные методы проверки не обеспечивают должной защиты населения и природы, одновременно создавая чрезмерное давление на предприятия. Постепенно этот подход стал широко применяться в международном регулировании, особенно в Европейском союзе и Соединенных Штатах Америки. В России внедрение риск-ориентированного подхода началось относительно недавно, однако уже накоплен определенный опыт, позволяющий говорить о перспективах его широкого распространения. Основные признаки риск-ориентированного подхода включают следующие элементы:Фокусирование ресурсов и усилий государственных органов на объекты и субъекты, представляющие высокий уровень риска.Применение дифференцированных процедур и форматов проверок в зависимости от степени опасности контролируемого объекта.Использование информационных технологий и цифровых платформ для сбора и обработки данных о состоянии рисков.Регулярная оценка и обновление критериев отнесения субъектов к категориям риска.Риск-ориентированный подход в государственном контроле основывается на предпосылке, что ресурсы и внимание контролирующих органов должны концентрироваться там, где риски наиболее высоки, а последствия возможного невыполнения обязательств потенциально серьезнее всего. Главная цель такого подхода заключается в повышении эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, минимизации затрат и снижении необоснованного вмешательства в работу законопослушных организаций.Данный подход предусматривает наличие четкой процедуры предварительного анализа потенциальных рисков, связанного с осуществлением той или иной хозяйственной деятельности. Эти риски классифицируются в зависимости от их характера и вероятных негативных последствий. Обычно выделяют три категории рисков:Низкий риск: вероятность и тяжесть негативных последствий незначительны либо маловероятны.Средний или умеренный риск: возможны умеренные негативные последствия, способные нанести ущерб интересам общества или отдельным гражданам.Высокий риск: существует высокая вероятность серьезных происшествий или нарушений, которые могут привести к значительному ущербу здоровью, экологии, имуществу или экономической ситуации региона.Основополагающими элементами риск-ориентированного подхода являются выявление критичных видов деятельности и ключевых сфер воздействия, установление критериев для присвоения категорий риска объектам и субъектам, планирование и проведение проверок в зависимости от оцененного уровня риска, мониторинг динамики изменения рисков и своевременная коррекция планов.Оценка рисков включает ряд последовательных этапов, позволяющих определить степень угрозы, исходящей от конкретного вида деятельности или юридического лица. К основным этапам относятся:Идентификация рисков. Идентификация рисков начинается с изучения существующих норм и стандартов, которыми руководствуются государственные органы, а также анализа специфики конкретной отрасли или территории. Необходимо выявить факторы, способствующие возникновению опасных ситуаций или нарушений. Среди таких факторов выделяются объективные условия (например, технологическая сложность производства), субъективные обстоятельства (некомпетентность персонала, отсутствие внутреннего контроля) и случайные события (аварии, природные катаклизмы). Для успешного выявления рисков рекомендуется проводить регулярные консультации с экспертами отрасли, представителями профессионального сообщества и независимыми исследователями.Оценка вероятности и тяжести рисков. Вероятность проявления риска определяется частотой и регулярностью соответствующих обстоятельств, которые приводят к негативному событию. Тяжесть риска оценивается исходя из масштабов ожидаемых потерь или ущерба, наносимого обществу, природе или бизнесу. Чем выше вероятность и тяжелее возможные последствия, тем больше объект подлежит контролю. Часто используются матрицы оценки рисков, которые позволяют наглядно представить соотношение частоты появления негативного события и величины ущерба. Например, объектом высокого риска будут считаться предприятия химической промышленности, работающие с опасными веществами, тогда как объектами низкого риска могут стать мелкие торговые точки или офисные помещения.Категоризация объектов по уровню риска. На основании проведенного анализа осуществляется категоризация субъектов и объектов надзора по уровню риска. Эта процедура должна учитывать, как объективные показатели (например, число аварий, количество жалоб потребителей), так и субъективные критерии (уровень ответственности руководства, качество внутренней системы контроля). Каждый класс риска определяет частоту и интенсивность проверок, объем запрашиваемой документации и форму контроля.Выбор мер реагирования. В зависимости от полученного результата анализа выбираются соответствующие меры реагирования. Для объектов с низким уровнем риска предусмотрены минимальные формы контроля, такие как дистанционный мониторинг или выборочные инспекции. Среднему риску соответствуют периодические выездные проверки, а организациям с высоким риском грозит интенсивный режим проверок и строгих санкций. Важнейшим условием успешной реализации риск-ориентированного подхода становится разработка прозрачных и понятных критериев оценки рисков, что повышает доверие со стороны участников рынка и снижает коррупционные риски.Практическое внедрение риск-ориентированного подхода затронуло многие ключевые ведомства, осуществляющие государственный контроль и надзор. Например, одним из первых ведомств, внедривших риск-ориентированные подходы, стала Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор). Основная задача ведомства связана с охраной окружающей среды и контролем экологической безопасности промышленных предприятий. Росприроднадзор разработал специальную систему оценки рисков, определяющую вероятность загрязнения природных объектов и нанесения существенного ущерба экосистемам. Объекты делятся на пять групп риска в зависимости от масштаба предполагаемого ущерба [7]. Так, промышленные комплексы, работающие с токсичными отходами или выбросами вредных веществ, автоматически попадают в категорию высокого риска и подвергаются регулярным проверкам и мониторингу. Организации с минимальным воздействием на окружающую среду получают статус умеренного риска и подлежат упрощенным процедурам контроля. Такой подход позволил существенно сократить число бюрократических преград для малого и среднего бизнеса, занимающегося экологически нейтральными видами деятельности, сохранив при этом жесткий контроль над предприятиями с повышенным уровнем эколого-промышленного риска.Еще одним контрольных (надзорных) органов, внедривших в свою деятельность риск-ориентированный подход является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор). Ростехнадзор контролирует безопасность эксплуатации технических устройств и оборудования, выполнение строительных норм и требований промышленной безопасности [8]. Здесь введен четырехступенчатый рейтинг риска, охватывающий широкий спектр предприятий. Предприятия с наивысшим уровнем риска проходят ежегодные обследования и находятся под постоянным наблюдением инспекторов. Малые и средние предприятия, характеризующиеся низким техническим риском, подверглись значительным послаблениям в плане количества и интенсивности проверок. Подобный подход обеспечил рост доверия к государственным институтам со стороны малых предприятий и повысил прозрачность системы контроля, позволяя эффективнее реагировать на реальные угрозы технического происхождения [11].Применение риск-ориентированного подхода оказывает существенное влияние на взаимодействие между государственными структурами и организациями. Снижение числа ненужных проверок: большинство мелких компаний, работающих в низкоопасных отраслях, испытывают меньшее административное давление, освобождая средства и ресурсы для собственного развития. Повышенная предсказуемость: благодаря ясным критериям оценки риска предприниматели знают заранее, какие виды деятельности попадут под пристальное внимание государства, что помогает планировать развитие бизнеса и минимизировать финансовые потери. Улучшение имиджа российских регуляторов: более справедливый и эффективный подход укрепляет доверие к государственному аппарату и создает стимулы для улучшения внутренних систем контроля на предприятиях. Освобождение ресурсов государства: сокращение количества проверок экономит бюджетные средства и увеличивает эффективность контроля в тех сферах, где риски действительно велики.Однако существуют проблемы переходного этапа. Недостаточная информированность предпринимателей: многие представители бизнеса пока слабо осведомлены о принципах риск-ориентированного подхода и продолжают воспринимать любой контакт с государственными инспекторами негативно. Отсутствие единой информационной базы: несмотря на постепенное создание электронных систем оценки рисков, до сих пор отсутствует единая платформа, аккумулирующая данные обо всех видах деятельности и уровнях риска. Несовершенство критериев оценки рисков: хотя существуют рекомендации и инструкции, в ряде случаев определение категории риска остается достаточно произвольным и зависит от мнения отдельных сотрудников. Необходимость постоянного обновления критериев оценки: быстро меняющиеся технологии и экономические реалии делают актуальным постоянный пересмотр базовых критериев оценки риска, что создает дополнительную неопределенность для бизнеса. Переход к риск-ориентированному подходу сталкивается с рядом трудностей, преодоление которых потребует комплексного подхода и активной позиции государства и бизнеса.Эффективность риск-ориентированного подхода в значительной мере зависит от точности и оперативности оценки рисков, что делает необходимым постоянное улучшение существующей системы. Среди направлений совершенствования можно выделить следующие:Цифровизация процессов идентификации рисков и принятия решений. Развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для автоматизации процессов оценки рисков. Сегодня создаются специализированные платформы и сервисы, позволяющие оперативно собирать и анализировать большие объемы данных, необходимые для точного вычисления уровня риска каждого объекта или субъекта. Активное внедрение машинного обучения и больших данных позволит сделать процесс оценки рисков более объективным и эффективным. Примером может служить автоматизация процессов сбора статистических данных о нарушениях и авариях, анализ корреляций между различными факторами риска и построение моделей предиктивной аналитики, предупреждающей возникновение чрезвычайных ситуаций.Развитие аналитического инструментария оценки рисков. Анализ рисков требует использования специализированных методов и моделей, которые позволяют оценить вероятность возникновения неблагоприятного события и величину ущерба. Современные аналитические инструменты помогают специалистам глубже понимать природу рисков и выбирать оптимальные стратегии реагирования. Необходимо продолжать развивать научные исследования в области теории рисков, создавать учебные программы подготовки специалистов по управлению рисками, разрабатывать эффективные алгоритмы и программное обеспечение для анализа сложных взаимосвязанных явлений. Также важным направлением является гармонизация национальных методик оценки рисков с международными стандартами, что обеспечит сопоставимость результатов и облегчит обмен опытом между разными странами.Совершенствование правовых оснований. Современное законодательство должно соответствовать динамично развивающимся экономическим и социальным условиям. Важно своевременно вносить поправки в законы и подзаконные акты, касающиеся риск-ориентированного подхода, чтобы они соответствовали новым реалиям и потребностям общества. Следует усилить ответственность органов власти за достоверность и точность оценки рисков, разработать механизмы обратной связи с предпринимателями и гражданами, ввести специальные процедуры урегулирования споров, возникающих в процессе оценки рисков.Возможности международного сотрудничества и обмена опытом с зарубежными странами. Опыт зарубежных стран показывает, что успешная реализация риск-ориентированного подхода возможна лишь при активном взаимодействии с международными партнерами и использованием передовых практик, применяемых в экономически развитых странах. Среди перспективных направлений международного сотрудничества можно отметить обмен информацией и опытом в области оценки рисков и управления ими, совместные проекты по разработке международных стандартов и рекомендаций, проведение совместных тренингов и семинаров для специалистов по управлению рисками, участие в международных организациях и форумах, посвященных проблемам государственного контроля и надзора. Особое значение имеет изучение лучшего мирового опыта, применяемого в ЕС, США, Канаде и Японии, где риск-ориентированная политика давно стала нормой государственного управления.Таким образом, дальнейшее совершенствование риск-ориентированного подхода требует интеграции новых технологий, укрепления научной базы и активного участия в международной кооперации. Только комплексный подход позволит России достичь оптимального баланса между эффективностью контроля и комфортом ведения бизнеса, повысив конкурентоспособность отечественной экономики и улучшив инвестиционную привлекательность страны.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Евмененко Е.В. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 883 - 893. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23383 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*