'
Луговская И.А., Малаховская Е.К.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСК) *
Аннотация:
в работе описан основной функционал органов власти в сфере транспортного обслуживания населения Российской Федерации и Томской области на федеральном, региональном и местном уровнях.
Ключевые слова:
инфраструктура, население, общественный транспорт, орган власти, транспорт, транспортное обслуживание, транспортная политика, Томская область, Томск
Актуальность темы обусловлена необходимостью организации транспортного обслуживания для обеспечения граждан мобильностью и доступностью в передвижении. Несмотря на увеличение уровня автомобилизации, равному на 1 января 2025 года – 331 легковой автомобиль (рассчитывается как показатель среднего количества индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей) (с 2015 года увеличившийся на 47 ед.) , пассажирский транспорт по-прежнему составляет наибольшую долю в предпочтениях людей, поэтому важно качественно и эффективно организовывать и контролировать деятельность в сфере пассажирских перевозок.Цель работы – охарактеризовать деятельность органов власти Российской Федерации в сфере организации транспортного обслуживания населения, а также, на примере города Томска, рассмотреть функционирование транспортной политики субъектов Российской Федерации.Транспортное обслуживание населения представляет собой выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы). Качество транспортного обслуживания – интегральная оценка уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, выраженная в совокупности характеристик безопасности, надежности, скорости, пунктуальности, комфорта, а также экологичности перевозок. Параметры качества транспортного обслуживания описаны в таблице 1 [1].Таблица 1. Рекомендуемые целевые параметры качества управления и организации транспортного обслуживания населения.В 2025 году в городе Томске представлены следующие виды общественного транспорта:автобусы,троллейбусы,трамваи.Численность населения города Томска на конец 2024 года составляла 545 391 чел., с 2022 года произошло сокращение численности на 25 385 чел., но, как показано на рисунке 1, общественный транспорт все также остается приоритетным видом передвижения по городу среди населения, так как пассажиропоток общественного транспорта показывает количество пассажиров, которое перевозится в целом на сети всех маршрутов в одном направлении [2].Рисунок 1. Пассажиропоток общественного транспорта в городе Томск.Объем пассажирских перевозок находится в прямой зависимости от величины пассажиропотоков и характера их колебаний. Для сбалансирования объема пассажирских перевозок органами власти Российской Федерации в сфере транспортного обслуживания реализуется транспортная политика, подстраивающаяся под каждый субъект Российской Федерации. Организация транспортного обслуживания населения основывается на тесном взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Каждый уровень власти выполняет свои функции, направленные на обеспечение доступного, качественного и безопасного транспортного обслуживания.На федеральном уровне осуществляется стратегическое управление и нормативно-правовое регулирование в сфере транспортного обслуживания населения. Основная цель федеральных органов власти – формирование единой государственной транспортной политики, разработка базовых стандартов и контроль реализации транспортных программ. Главным органом государственной власти в сфере организации транспортного обслуживания Министерство транспорта Российской Федерации. Основная задача – способствовать эффективному функционированию транспортной системы, путем повышения уровня безопасности передвижения граждан и доступности использования транспортных услуг.Министерство транспорта Российской Федерации выполняет следующие функции [3]:разработка и реализация государственной транспортной политики и программ развития транспортного комплекса,формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса,координация развития транспортной инфраструктуры и формирования на территории Российской Федерации международных транспортных коридоров,организация совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведения статистических наблюдений в транспортном комплексе и т.д.Другой орган государственной власти на федеральном уровне – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, цель которого – повышение уровня научно-технологического подхода к развитию транспортной сферы. Им осуществляется повышение эффективности деятельности органов власти на региональном и местом уровнях, путем разработки и реализации комплекса программ, а также системы работы контрольно-надзорной деятельности.На уровне субъекта Российской Федерации, а именно Томской области, в сфере организации транспортного обслуживания функционируют собственные органы власти: Законодательная Дума Томской области, разрабатывающая и реализующая нормативно-правовые акты, в том числе, в сфере пассажирских перевозок, а также Администрация Томской области – высший исполнительный орган государственной власти Томской области в сфере транспортного обслуживания, утверждающий планы развития и изменений в данной сфере.В структуре исполнительных органов государственной власти Томской области функционирует Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области. Цель органа власти – путем создания эффективной региональной транспортной системы, реализация следующих задач [4]:разработки документов стратегического планирования,реализации использования системы ГЛОНАСС в сфере транспорта,содействие организации транспортного обслуживания граждан,создание условий для развития транспортной инфраструктуры Томской области в пределах своих полномочий и т.д.На муниципальном уровне, а именно в городе Томске, к органу власти, отвечающему за функционирование транспортного обслуживания населения, относится Департамент городского хозяйства администрации Города Томска. К полномочиям департамента в данной сфере относится предоставление транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования города Томска [5].Для определения качества управления транспортным обслуживанием в городе Томске, проведено сравнение показателей массового пассажирского транспорта Томска с городом Новокузнецком. Данный город, аналогично городу Томску, расположен в Сибирском Федеральном округе и имеет наиболее приближенную численность населения: на 1 января 2025 года в городе Томске проживали 564 тыс. чел., в городе Новокузнецке – 528 тыс. чел. На рисунке 2 представлено сравнение показателей транспортной сферы в данных городах.Рисунок 2. Сравнение показателей массового пассажирского транспорта в городах Томск и Новокузнецк.На рисунке 2 видно, как даже в небольших значениях, но обустройство системы общественного транспорта в Новокузнецке имеет преимущество над теми же показателями в Томске, за исключением категории интенсивности движения в повышенный трафик. Интенсивность движения в период повышенного трафика зависит также и от вместимости пассажирского транспорта, и в данном вопросе преимущество одерживает город Новокузнецк (рисунок 3).Рисунок 3. Сравнение долей вместимости пассажирского транспорта по категориям в городах Томск и Новокузнецк.На рисунке 3 представлены четыре категории по вместимости общественного транспорта:категория М – до 44 мест,категория С – до 60 мест,категория Б – до 115 мест,категория ОБ – более 115 мест.Сравнив, сделан вывод, что доля категорий вместимости С и Б преобладают в Новокузнецке, но в нем же отсутствует транспорт малого класс (М), и имеется небольшая доля особо большого класса транспорта (ОБ), в городе Томске с данными категориями ситуация противоположная, почти половина транспорта с минимальной вместимостью.Вывод таков, что при почти равной численности населения с Новокузнецком, в Томске, для поддержания необходимого объема пассажирских перевозок, требуется увеличение пассажирского транспорта с большей вместимостью. Данное решение позволит избежать перезагрузки общественного транспорта с высоким пассажиропотоком (в Томске к такому транспорту относятся автобусы – пазики), перераспределив ежедневные маршруты среди общественного транспорта категории М и категорий С и Б.Таким образом, деятельность органов власти в сфере организации транспортного обслуживания населения заключается в формировании стратегии развития транспортной системы, организации межмуниципальных сообщений и субсидировании социально значимых маршрутов. Местные органы власти города Томска, реализуют транспортную политику, организуя маршруты, контролируя перевозчиков и развивая транспортную инфраструктуру. Согласованная работа всех уровней власти позволяет обеспечить доступное, качественное и безопасное транспортное обслуживание населения, что является важным фактором повышения уровня жизни граждан.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Луговская И.А., Малаховская Е.К. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСК) // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 901 - 909. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23385 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*