'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 115

Просмотры  118 просмотров

Мехралиев М.О.

  


МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, СРЕДСТВА И МЕХАНИЗМЫ, ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНА *

  


Аннотация:
в работе проведено тщательное и всестороннее изучение важнейших аспектов мотивации государственных служащих, а также анализ мотивационных процессов в системе государственной службы на примере Азербайджанской Республики (с учетом актуальных проблем и направлений совершенствования).   

Ключевые слова:
государственная служба, мотивация, государственное управление, мотивационные средства, направления совершенствования мотивации   


DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-910-918

Государственные служащие составляют фундаментальную основу государственной структуры. Обладая соответствующими профессиональными компетенциями, определённой мотивацией, системой ценностных ориентаций, а также действуя в рамках установленных нормативных требований, государственный служащий способен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне. Стремление к профессиональному совершенству и способность качественно исполнять возложенные обязанности выступают одним из ключевых факторов эффективного функционирования органов государственной власти.На современном этапе развития общества вопрос мотивации государственных служащих приобретает особую актуальность. В условиях глобальных трансформаций возрастает значимость усиления роли государства в управлении социальными процессами, совершенствовании системы государственной службы, согласовании интересов различных социальных групп и обеспечении конструктивного взаимодействия между институтами гражданского общества и государственными структурами.Высокий уровень мотивации государственных служащих представляет собой ключевой фактор повышения эффективности и качества работы государственных институтов. Мотивированные работники демонстрируют повышенную активность, стремление к профессиональному росту и развитию, что способствует улучшению результатов их деятельности.Государственная служба – это специфический вид служебной деятельности, который наделен определенными особенностями [7, с. 117]: - трудовая деятельность государственных служащих направлена на реализацию общественных интересов, и на укрепление государственного строя,- высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия,- жесткая нормативная регламентация всех сфер деятельности [6, с. 242].На государственное управление возлагаются важнейшие функции, выполнение которых обеспечивает существование государства: поддержание внутренней и внешней безопасности страны, развитие экономики, организацию работы учреждений народного образования, здравоохранения и других институтов, ответственных за благополучие государства и общества. Эти функции реализуются через государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти [4, с. 209].Таким образом, возникает объективная необходимость во внедрении качественной системы мотивации на государственной службе.Рассмотрим изучаемое понятие более подробно.Мотивация на государственной службе — это совокупность факторов, которые побуждают работников государственных органов выполнять свои обязанности эффективно и с должным уровнем ответственности. Это включает как внутренние, так и внешние стимулы, направленные на повышение продуктивности, качества работы и удовлетворенности сотрудников [9, с. 63].Сущность мотивации государственных служащих заключается в освоении и исполнении своих интересов, оказание им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей [5, с. 202].Целью реализации результативной системы мотивации является повышение у служащего интереса в работе, кардинальное повышение эффективности государственной службы и качества государственного управления. Государственная служба должна опираться на политические, социальные, национально-культурные другие аспекты для повышения результативности государственной службы [5, с. 203].Основные элементы мотивации на государственной службе можно разделить на несколько категорий [9, с. 70]:1. Материальные стимулы: заработная плата и социальные гарантии (например, пенсии, медицинская страховка, отпуск), премии, бонусы и другие финансовые поощрения за достижения.2. Нематериальные стимулы: признание и оценка достижений (например, награды, благодарности, повышение), карьерный рост и развитие профессиональных навыков, возможность влиять на общественные процессы и работать на благо страны.3. Внутренние мотивационные факторы: чувство долга и ответственности перед гражданами и государством, приверженность служебным ценностям, например, честности, справедливости, эффективности, личное удовлетворение от выполнения важной работы, ощущение значимости своей деятельности.4. Культурные и организационные факторы: рабочая атмосфера и отношения в коллективе, этика государственной службы, требующая соблюдения высоких стандартов поведения [9, с. 72].Для успешной мотивации государственных служащих важно учитывать как внешние условия, так и внутренние потребности работников. Это требует системного подхода, направленного на создание стимулирующих условий для всех уровней государственной службы.Важно отметить, что эффективная реализация мотивации на государственной службе невозможна без соответствующих механизмов, которые играют ключевую роль в обеспечении эффективности работы государственных служащих и реализации государственных задач. Они включают как материальные, так и нематериальные стимулы, направленные на повышение производительности, удовлетворенности трудом, а также на привлечение и удержание квалифицированных кадров. Рассмотрим основные механизмы мотивации, которые могут быть использованы в системе государственной службы:1. Материальная мотивация. К ней относятся: зарплата и бонусы, пенсионные программы и социальные гарантии, материальные поощрения [10, с. 96].2. Нематериальная мотивация. Здесь важнейшую роль играют карьерный рост и профессиональное развитие, признание и уважение, автономия и ответственность, рабочая среда и корпоративная культура.3. Психологическая мотивация [10, с. 99]. Здесь основной акцент делается на внутреннюю удовлетворенность и личные цели сотрудника (чувство значимости работы, личное удовлетворение и смысл работы).4. Мотивация через организационные изменения [10, с. 99]. В данном случае значение имеют реформа управления и административных процедур, гибкость рабочих условий, психологическая мотивация.5. Социальные и этические стимулы. Кроме материальной и психологической мотивации, существуют также факторы, которые могут стимулировать работников на основе этических принципов и социальных обязательств [8, с. 99]. К ним относятся: общественная значимость работы, корпоративная социальная ответственность.Для того чтобы система государственной службы была эффективной, необходимо сочетание различных механизмов мотивации, которые охватывают как материальные, так и нематериальные аспекты [8, с. 100]. Важно учитывать, что каждый государственный служащий может быть мотивирован разными факторами, и поэтому подходы к мотивации должны быть разнообразными и адаптированными под конкретные условия и потребности сотрудников.Система мотивации государственных служащих является одним из актуальных инструментов обеспечения эффективной работы государственных органов, что доказывает опыт ее применения в зарубежных странах. Это объясняется тем, что применение различных систем и механизмов мотивации государственных служащих значительно масштабнее как в географическом, так и в историческом аспектах.В зависимости от степени самостоятельности органов исполнительной власти в различных странах системы мотивации трудовой деятельности государственных служащих подразделяются на следующие виды:- централизованные: Германия, Франция, Испания, Португалия,- децентрализованные: Великобритания,- смешанные системы: Италия, Нидерланды, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция, Канада, США [2, с. 28].Европейские государства для мотивирования работников государственной службы активно внедряют в практику государственного управления рыночные подходы, механизмы и инструменты, которые способствуют удовлетворению потребностей служащих.Во всех представленных странах большое внимание уделяется мотивации государственных служащих, так как от неё зависит эффективность деятельности и заинтересованность в достижении целей. Достаточно хорошо развиты различные инструменты моральной и материальной мотивации государственных служащих. Применяется разветвленная система ступеней развития государственных служащих, в соответствии с которой они могут расти профессионально, личностно, социально. Активно используются различные социально-психологические инструменты, побуждающие служащих ценить свое положение и эффективно работать.Говоря о зарубежных странах, важно проследить тенденции мотивации на государственной службе в Азербайджане. Этот интерес обусловлен тем, что мотивация государственных служащих в Азербайджане является важной частью государственной политики, направленной на повышение эффективности государственного аппарата и привлечение высококвалифицированных специалистов. Сегодня в Азербайджане предпринимаются комплексные меры для мотивации государственных служащих, включая оценку их работы, привлечение молодых специалистов, поддержку профессионального развития и реализацию стратегий занятости.Наряду с вышесказанным, в государственной службе Азербайджана, как и в других странах, применяются различные мотивационные средства, направленные на повышение эффективности труда государственных служащих, укрепление дисциплины, профессионализма и лояльности к государству.Средства мотивации в государственном секторе представляют собой комплекс мер, направленных на повышение эффективности труда государственных служащих и улучшение качества предоставляемых государственных услуг.Эти меры можно условно разделить на материальные и нематериальные [3, с. 7].1. Материальные мотивационные средства: заработная плата и надбавки, премии и поощрения, социальные гарантии, льготы и привилегии.2. Нематериальные мотивационные средства: карьерный рост и продвижение по службе, обучение и повышение квалификации, признание и общественное уважение, участие в реформировании и развитии госуправления.3. Институциональная поддержка мотивации. В Азербайджане мотивационные механизмы также подкрепляются нормативно-правовыми актами.Несмотря на стремление государства эффективно развивать мотивационную политику на государственной службе, существующая система мотивации Азербайджана сталкивается с рядом серьёзных проблем, ограничивающих её действенность, которые связаны как с внутренними административными особенностями, так и с внешними факторами, включая политико-экономическую среду.К ключевым проблемам можно отнести: ограниченность материальных стимулов, отсутствие прозрачной системы карьерного роста, недостаточное развитие нематериальной мотивации [1, с. 5], бюрократизация и устаревшие управленческие подходы [1, с. 7], низкий уровень вовлечённости сотрудников, коррупционные риски.Учитывая вышеуказанные проблемы, можно сделать вывод о том, что сегодня в Азербайджане назрела необходимость переоценки применяемых подходов к мотивации в целях повышения их эффективности. Повышение результативности деятельности государственных служащих возможно при комплексном подходе и модернизации государственной службы с применением современных концепций менеджмента, управленческой психологии и социологического анализа. В связи с этим, можно предложить следующие направления совершенствования мотивации служебной деятельности государственных служащих:- привязка показателей результативности к фактическим изменениям состояния объекта управления, что требует перехода от процессного к целевому управлению,- переработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, с акцентом на формулировку ожидаемых результатов,- формирование объективной, комплексной системы показателей эффективности, обеспечивающей концентрацию внимания государственных служащих на приоритетных задачах,- применение мотивационных подходов, ориентированных на достижение конкретных результатов,- разработка механизма учёта трудовой нагрузки и соответствующей системы материального и нематериального поощрения в зависимости от объёма и качества выполненной работы.Внедрение предложенных мер создаст эффективную и комплексную систему мотивации, которая будет способствовать привлечению, удержанию и стимулированию высококвалифицированных государственных служащих.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мехралиев М.О. МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, СРЕДСТВА И МЕХАНИЗМЫ, ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 910 - 918. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23386 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23386



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.