'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 122

Просмотры  89 просмотров

Быкова Э.А., Ковалев А.В.

  


ЗНАЧЕНИЕ ЛЮКСЕМБУРГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ XIX ВЕКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается Люксембургский кризис 1866-1867 гг, который по причине территориальной значимости Люксембурга в дальнейшем приведет к войне между Пруссией и Францией. Продуманная политика О. фон Бисмарка способствует укреплению Северогерманского союза и распространению влияния Пруссии. Анализируется международная дипломатия ведущих стран мира XIX века. Раскрывается становление независимости Люксембурга и его роль в международной политике XIX века.   

Ключевые слова:
Люксембург, Венский конгресс, Лондонская конференция, Лондонский договор, Бисмарк, Горчаков   


Великое Герцогство Люксембург (далее Люксембург) в настоящее время, несмотря на свою небольшую территорию, играет важную роль, являясь одним из центров Евросоюза. На протяжении многих столетий географическое положение Люксембурга, граничащее с Францией, Бельгией, Пруссией (частью современной Германии), играло ключевую роль в международной политике. Особенно ярко это проявилось во взаимоотношениях Франции и Пруссии в XIX веке, что стало поводом для войны, приведшей к появлению Германской империи.История Люксембурга насчитывает не одно столетие. Появившись как независимое государство в Х веке, оно постоянно находилось во внимании более сильных соседей, периодически теряя свою независимость в пользу одного из них. В начале XIX века Люксембург входил в состав Франции, и после поражения Наполеона судьбу герцогства решали на Венском конгрессе. В этот период территория Люксембурга была интересна не только Пруссии и Франции, но и Великобритании с Нидерландами [14, с. 247].Итогом Венского конгресса относительно Люксембурга стало то, что герцогство вошло в состав Германского союза, однако титул Великого герцога Люксембургского получил голландский монарх Вильгельм I [3, с. 151]. При этом само герцогство сохраняло некоторую автономию, хотя в крепости Люксембурга был размещен прусский гарнизон [7, с. 62]. Такая двойственность положения была связана с тем, что Великобритания стремилась ограничить Францию, объединяя Северные и Южные Нидерланды в единое государство. Получая поддержку Российской империи, которая стремилась ограничить Пруссию. Особое значение Люксембурга имели его крепостные сооружения, которые инженер Лазар Карно охарактеризовал как самый обширный и мощный укрепрайон после Гибралтара. С тех пор за городом закрепилось название «Гибралтар Севера», намекая не только на крепость стен, но и на важную стратегическую позицию.С 1815 по 1866 год Люксембург по-прежнему оставался в сфере международных интересов, в первую очередь Франции и Пруссии. За этот период Люксембург пережил различные политические реформы короля Вильгельма I, который включил его в Германский таможенный союз [11, с. 36]. Однако, приняв участие в Бельгийской революции 1830 года, он потерял часть своей территории, но не изменил своего положения, утвержденного Венским конгрессом и подтверждённого Лондонской конференцией 1831 года. Накануне 1866 года Люксембург стал источником неприятностей для Нидерландов: король Вильгельм I планировал избавиться от Люксембурга в пользу какой-либо другой территории, которая гарантировала бы ему ничем не ограниченное владение угольными запасами Лимбурга [6, с. 12]. Это желание короля было связано с тем, что часть территории Люксембурга, отошедшая Бельгии по итогам Лондонского договора 1831 года, оказывала сильное влияние на оставшуюся часть страны и сами Нидерланды. Кроме того, Вильгельм I постоянно нуждался в деньгах и рассматривал идею продажи Люксембурга Франции.Правитель Франции Наполеон III, кроме Люксембурга, так же хотел присоединить и Бельгию. Это желание было связано с тем, что Франция накануне Люксембургского кризиса испытывала как экономический, так и международный кризис. Кроме того, канцлер Пруссии О. фон Бисмарк полунамеками высказал Наполеону III, что Пруссия готова уступить Люксембург при условии нейтралитета Франции в противостоянии Пруссии и Австрии. Однако Наполеон III заявил, что кроме Люксембурга за нейтралитет Франция хочет так же денежную компенсацию или территорию Бельгии. О. фон Бисмарк не дал отрицательного ответа, хотя уже решил, что от него французский император ничего не получит. Однако действовать следовало осторожно, пока результаты войны не были бы реализованы практически [1, с. 164]. В итоге австро-прусской войны 1866 года Пруссия одержала победу, итогом которой стал роспуск Германского союза и образование Северогерманского союза, в котором ведущую роль играла Пруссия.Рассчитывая, что Пруссия по-прежнему не претендует на Люксембург, французское правительство предложило Вильгельму III 5 миллионов гульденов за продажу Люксембурга. В это время, в августе 1866 года, французский посол в Пруссии В. Бенедетти вёл переговоры о присоединении немецких территорий к Франции, на что Бисмарк был не согласен. Тогда Бенедетти предложил Бисмарку два проекта договора между Францией и Пруссией: один проект предусматривал приобретение и присоединение Люксембурга – другой, заключение союза на условии получения Францией Бельгии. При этом французский посол проекты договоров написал собственноручно на официальном бланке, тем самым дав Бисмарку повод обвинить Францию в агрессии против Бельгии. Чтобы уклониться от дальнейших переговоров с Бенедетти, Бисмарк уехал из Берлина в свое померанское поместье, сославшись на советы врачей о необходимости отдыха в сельской тишине, тем самым затягивая переговоры. В это время в немецкой прессе начинают раздуваться антифранцузские настроения, а прусский посланник в Нидерландах заявляет Вильгельму I о ответственности за возможную войну.Обстановка еще более накалилась, когда Вена выступила с инициативой урегулировать конфликт передачей Люксембурга Бельгийскому королевству и «возмещением» Франции бельгийскими территориями по границе 1814 года.14 марта 1867 года во Франции политический деятель Адольф Тьер раскритиковал политику Франции в отношении Пруссии и потребовал от правительства заявления, что оно сделает всё возможное для ослабления Пруссии в южногерманских землях [5, с. 26]. В ответ на речь Тьера, с согласия Бисмарка, в прессе были опубликованы тайные договоры Пруссии с Баварией и Баденом, а также предложение Франции по поводу Бельгии, написанное В. Бенедетти. Публикация данных документов не только усугубила имидж Франции, но и привела к тому, что нидерландский король Вильгельм взял обратно свои обещания Наполеону и отказался подписать уже готовую конвенцию.Однако, не получив согласия или опровержения от прусского короля по поводу продажи Люксембурга, нидерландский правитель отправляет во Францию своего старшего сына, который представляет письменное заявление от имени своего отца о согласии продать Люксембург. Французское правительство, не переведя деньги за Люксембург, публично высказывает в прессе о своем крупном дипломатическом успехе. В ответ на это в рейхстаге Бисмарк и политик Р. Беннигсен опровергли французское заявление, мотивируя тем, что Люксембург входит в Северогерманский союз и считается немецкими землями, которые не могут быть отчуждены без согласия всех участников союза.3 апреля 1867 года представитель Пруссии граф Перпонхер уведомил Нидерланды об абсолютном вето своего правительства относительно продажи Люксембурга. В это время Франция предлагает союз Австрии против Пруссии в обмен на Силезию или южногерманские государства, но получает отказ. В свою очередь Австрия, для снятия кризиса предлагает передать Люксембург нейтральной Бельгии в обмен на часть её территорий в пользу Франции. Против этого выступает бельгийский король Леопольд II. В самом Люксембурге население поддерживает как Францию, так и Пруссию, но большая часть выступает за независимость от этих стран, лозунг «Мы хотим оставаться такими, какие мы есть» в дальнейшем станет национальным лозунгом Люксембурга [10, с. 138-148]. Все страны ожидали начала войны.Война, которую все ожидали из-за кризиса, не началась по многим причинам, среди которых выделяют основные:- неготовность Франции и Пруссии к военным действиям,- проведение в защиту мира Всемирной промышленной выставки во Франции,- отсутствие поддержки со стороны Великобритании и России в чью-либо пользу.Российский министр иностранных дел А.М. Горчаков предложил рассмотреть люксембургский вопрос на международном форуме с участием всех заинтересованных сторон [8, с.96]. В мае 1867 года в Лондоне состоялась конференция между Австрией, Бельгией, Францией, Великобританией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Пруссией и Россией. Основной целью конференции было решить люксембургский вопрос, не допустив усиления ни Пруссии, ни Франции. А.М. Горчаков настаивал на коллективной гарантии принятых решений, от которой пыталась отказаться Великобритания [13, с. 86]. Сам же Горчаков в депеше представителю от России Ф.И. Бруннову писал: «Эвакуация крепости, разрушение её, если конференция этого желает... Нейтрализация Великого Герцогства Люксембургского по образцу Бельгии под европейской гарантией. Люксембург сохранит династические узы с Оранским домом» [10, с. 143].Итогом конференции стал Многосторонний договор о международно-правовом положении Великого Герцогства Люксембург [4], по которому:- сохраняется связь королевского дома Нидерландов с Люксембургом как правителей,- Люксембург становится нейтральной территорией с границами, определёнными в 1839 году,- укрепрайоны и крепость Люксембурга уничтожаются и впредь не возводятся,- Люксембург остаётся в Германском таможенном союзе, однако Пруссия выводит свои войска из него.Таким образом, Лондонская конференция не решила противоречия между Пруссией и Францией, а только гарантировала нейтралитет Люксембурга. Интересно донесение русского представителя Горчакову о том, что «обязательства, взятые королем Нидерландов в качестве Великого герцога Люксембургского, не касаются правительства Нидерландов, которое желает остаться к этому не причастным ни в коем случае» [2].Итоги Лондонского договора 1867 года, несмотря на гарантию нейтралитета Люксембурга, по-прежнему продолжили споры и предложения о возможной его аннексии. Однако для Пруссии Лондонский договор ускорил утверждение конституции Северогерманского союза и распространение влияния Пруссии на южногерманские государства [12, с. 34]. Это влияние являлось политическим и предопределило прогерманскую позицию Люксембурга в дальнейшем. Немецкая общественность требовала реванша и возращения «исконно немецких земель», чем в дальнейшем воспользуется Бисмарк в войне 1870 года.Для Франции Люксембургский кризис и Лондонский договор привели к падению международного авторитета, углублению экономического внутреннего кризиса, что в дальнейшем выразится неготовностью к войне с Пруссией.Для международной политики Люксембургский кризис станет одним из примера политического противостояния в концепции «друг/враг». Великобритания и Россия сумели сохранить мир в Европе, а отказ от гарантий предоставления нейтралитета Люксембурга, без сомнения, вызвал бы провал всей Лондонской конференции, и в результате франко-прусская война означала бы конец независимости Великого герцогства. При этом многие исследователи считают, что действия России на Лондонской конференции могли и не иметь отношения к ее прямому интересу [9]. Для России, как и для других крупных игроков XIX века, Великое герцогство подтвердило значение малых государств в ключевых решениях международной политики.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Быкова Э.А., Ковалев А.В. ЗНАЧЕНИЕ ЛЮКСЕМБУРГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ XIX ВЕКА // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 985 - 993. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23393 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23393



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.