'
Янова М.В.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХЕОГРАФИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЧЕВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ *
Аннотация:
в статье содержатся актуальные проблемы современной науки по вопросам неографии и археографии Юга России, которая отражает интерес инновационным подходом в измерении фондов архивоведения, научная значимость работы отражает изменения, которые возникли в источниковедении на современном этапе.
Ключевые слова:
археография, неография, источниковедение, Юг России, система ценностей, историография, традиции, евразийское пространство, экономический интерес, тексты, памятники, документы, историко-публицистические трактаты, регионалистика
DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-1020-1030
Значение современной археографии в евразийском пространстве огромно. Расчищенная дорога обновленных традиций отечественной историографии и источниковедения формирует новую систему ценностей, возвышающейся над понятием экономического интереса, которая приобретает реальный смысл понятия чести и долга в движении документов археографии.Порой недопонимания особенностей менталитета не позволяет расширить рамки исследований с целью желательного восстановления оригинального звучания документов с переводами и указателями предметно-тематических направлений современной регионалистики.Отчетливое собрание полных текстов основных правовых памятников с указанием источников первоначальной публикации и комментарии к ним сегодня позволит нам обобщить и создать паспорта архивных фондов.Продолжение в исследовании географического и исторического императива сегодня позволит создать новый указатель изменений в распределении административных единиц и границ Калмыцкой степи Астраханской губернии, опубликовать материалы для составления предложений об улучшении общественного управления в городах, показать положение экономического состояния первых поселений Юга.Конец XVIII-первая треть XIX в. — это особая эпоха в истории языка русской книжности, отечественной литературной традиции, исторической науки, позади оставалась «эпоха начальных трудов» в истории русской науки, первых исторических, историко-публицистических, историко-литературных трактатов. Вопросы лексикологии, фразеологии, жанровых форм языка перевода текстов стали распространенными в середине XIX в., но особенно они приобретают значительное звучание на рубеже XVIII-XIX вв., а затем в 1830-е гг. предметом дискуссий на страницах журнальной периодики [1]. Развитие археографии не было сковано бюрократической системой и по этой причине принесло результаты, как в теоретическом, так и в конкретно-практическом отношениях, отражая социологическую концепцию натурализма, опирающейся только на социальные явления как проявления природы прежде всего. Лучшем на этом этапе развития в отечественной археографии рассматриваемого времени оставалась идея программности собирания и описания источников, мысль о серийности их публикаций, требование использования максимально возможного числа источников. В археографических замыслах исследователей отчетливо проявлялась тенденция практического воплощения идеи публичности источника и его включения в социальную память. Стремление поставить под контроль господствующего класса все сферы, связанные с введением источника в общественный оборот. Историзм мышления человека конца XVIII-первой четверти XIX в. все в большей степени зависел от характера круга известных ему источников и их интерпретации в изданиях, описаниях, исторических сочинениях. С введением его в общественный оборот испытывал мощное воздействие общественного сознания, которое определяло уровень и характер его использования, степень активности всей работы, связанной с его включением в социальную память.Так, перекочевка на большие расстояния народов кочевых цивилизаций не предполагала частной собственности на землю и только с несением военной службы данный вопрос становиться относительно урегулированным. Отсутствие плесени на архивных документах о многом свидетельствует о неографических требованиях к их прочтению, анализу и толкованию. Не позволяет сегодня ученым выявить причины их появления, которые предшествовали созданию этого документа, показать следствия их публикации или издания, дать историческую справку, показать анализ генеалогии текста, в случае появления машинопечатных сведений произвести разбор данных текстов. Перевод высокоуровневой теории на язык теории фундаментализма объясняется редуктивным анализом в науке. Релятивистская позиция – это отрицание существующего исторического концептуального языкового каркаса, прагматическая эпистемология дополняется герменевтической концептологией, добавляя особый способ исследования предмета и его изучение. Постепенно складывается непроективная философия науки, когда смыслы, а не факты и новая черта когнитивного статуса истории науки как особой предметной области знания позволяет расширить социологическое описание, дополнив этнометодологический анализ текстов его прочтением. Многие современные архивы не могут показать перспективы и позволить проецирование основных направлений научного развития доктрин археографии. Первые эксперты конца 50-х гг. ХХ столетия: Максаков, Цаплин, Автократов смогли предопределить пространственный поворот событий. Необходимость рассмотрения вопроса на уровне регионов позволит показать особенности перехода на новые технологиии, и дать полное обеспечение сопровождения элективности публикаций, имеющих прикладное значение пользователей, выполняя функции очищения в управлении деятельности, негативно влияющей на статистику в регионах, в целом.С 90-х гг. ХХ в. с информационной эпохой начинают формироваться компьютерные источники, влияющие на основные отрасли знания, порой, когда подлинные архивные документы остаются за рамками архивных фондов, подчеркивая необходимость дополнительного законопроекта в Законе об Архивном деле и сохранении информации в организациях. Доля его востребованности отразила сокращение социальных выплат пенсионерам, позволив распространить общую мифологизацию исторического процесса в образовании регионов, внести искажение фактов действительности, показать отсутствие документов по восстановлению степени ранений, полученных в горячих боевых точках планеты воинов-интернационалистов. Люди не смогли восстановить характер ранений и располагать дополнительными льготами субсидий и денежных выплат. Документальное источниковедение страны зафиксировало первую новгородскую летопись в первой четверти XVIII столетия, поэтому «историописание пространственного межкультурного взаимодействия» не смогло отразить диалогов сознания в историческом мышлении прошлого. Новая компаративная история сосредоточила свое внимание на контрастах и различиях, совершая с одной стороны культурные переносы традиций и ценностей, с другой, трансферы в истории. Фокус исследований объединяет связи истории и культуры, перемещает позицию исследований транснациональной истории мира. Встает вопрос исследовать текст в региональной истории как письменный режим, отражая форму сообщества людей в пространстве: движения, миграции через границы, контактные зоны, ассоциации. Одним из первых мировых ученых был Людовиг (Август - по др. источникам) Шлецер, который считал, что полнота источниковой базы должна отражать собирание, изучение и написание истории, Петр Петрович Дубровский в 1801 г. создал и обобщил первую коллекцию документов, Аделонг опубликовал коллекцию собирания письма разных культур и эпох, Николай Николаевич Румянцев открыл библиотеку, Николай Петрович Лихачев в 1802-1936 гг. собрал образцы письма всей истории человечества, показав письменность от междуречья Древнего Востока до памятников письма коллекции Древнего Египта, сохранившейся в «Консорциум-грант» Санкт-Петербургского института истории. Иоганн Георги – лингвист, натуралист, выполнил первый систематический свод народов Российской империи, создав четырехтомное издание «Первый свод научного описания народов России», фактически систематизировав описание этносов в своде народоведения России. Музей палеографии АН СССР институализировал первые частные коллекции граждан в ведение АН СССР, которые сегодня частично сохранились в ленинградском отделении института книги документов и письма (Аделонг). Восточные рукописи, европейская часть коллекции Лихачева, материалы института истории частично были переданы в академические и неакадемические фонды Эрмитажа. Формируется дескриптивный – описывающий и прескриптивный (предписывающий) процесс в научном познание с целью сокращения количества распространяемых ошибок. Критико-рефлексивный метод - это исследование отражения человеческого сознания внешнего мира и познающий и осознающий мир субъекта. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных подходов в анализе текста и собственных форм и предпосылок исследования. Рефлективность современной науки – это принцип любого научного исследования, выражающийся в сознательном контроле над понятием исследования и выступает как форма научного самосознания, направленная на анализ, существующего знания и механизмов его формирования. Функции научной рефлексии: критико-рефлексивная, рефлексивно-аналитическая, преобразующая (эвристическая).Тем не менее, «аварийное» состояние документов не позволяло их исследовать полностью, академические средневековые комплексы Грабаря содержит интернет-портал «История письма европейской цивилизации» в 3 Д реконструкции произведена история письма, ключевые памятники второй половины ХIХ-начала ХХ вв., ИРЛИ РАН выполнил художественное оформление, датировку памятников и показал методы подчерковедения. Коллекция Кунскамеры подтвердила данные исследования. Реквием по этносу был рассмотрен В. Богораз, Л. Штернбер, В. Иохен, Г. Миллер, И. Фальк, А. Бастин, Э. Тейлор, А. Морган, П. Паллас, А. Анучин, Н. Данилевский, С. Токарев, С. Толстов, Ю. Кикозов, Л. Гумилев, Ю. Бромлей, С. Арутюнов, В. Тишков. В СПбИИ РАН А.В. Сиренов создал историю письма европейской цивилизации, но главный взлет общественных и гуманитарных дисциплин в области этнологии был отражен Андреем Владимировичем Головневым по истории коренных малочисленных народов России как объединяющее начало российской цивилизации в количестве 193-х народов. Начало 50-х гг. ХХ столетия характеризуется пересмотром концепции «наименьшего зла» в отечественной историографии, приоритетным становится показ исторической обусловленности присоединения кочевых народов России и их вхождение в состав российского государства. Значительный вклад в разработку данной проблемы был внесен Г.А. Федоровым-Давыдовым, С.А. Плетневой, В.А. Кригером, М.И. Артамоновым и др. Несмотря на то, что первоначальное звучание проблемы выглядело как употребление термина «присоединение» и заинтересованность населения в употреблении этого термина. Поскольку на первый план всегда выходила проблема прогрессивного значения рассматриваемого исторического события вхождения кочевых народов (номадов) в состав Российского государства (номадизм). Такой подход был характерен для более поздних рассуждений в историографии. Дальнейшую разработку концепция присоединения или добровольного вхождения кочевых народов в состав России получила в работах 60-70-х гг. ХХ столетия. При сохранении основных положений концепции, главным становится обоснование добровольного характера присоединения, подчеркивание дружбы народов и прогрессивных последствий этого исторического события. Эти положения нашли отражение в работах советского периода. Исследователи расширяли круг вопросов куда вошли проблемы взаимоотношений народов России и кочевой цивилизации, внешней политики России в Центральной и Средней Азии, анализ экономических и политических причин продвижения России по территории других регионов, в сторону выхода к морским берегам, расширяя границы империи. Анализ работ 70-х гг. ХХ века выполнялся с позиций марксистско-ленинской методологии, поэтому выводами становятся работы современников, вписывающихся в существовавшую концепцию добровольного присоединения. Поэтому концепция добровольного присоединения и его прогрессивного значения достигла своего апогея в начале 80-х гг. ХХ столетия. Именно в этот период проходило празднование юбилеев добровольного вхождения народов РСФСР по всей территории СССР в состав России. Для работ, написанных в данный период времени характерно затушевывание негативных последствий колониальной политики и развитие формулы прогрессивности российского империализма, несмотря на его реакционность, что способствовало появлению идеи разделения России: самодержавной и реакционной России, советской и современной. Осуждение различных понятий выразилось в тенденциозном возвеличивании различных периодов истории. Это отрицательно повлияло на изучение и становление национальной истории регионов в республиках и областях, в субъектах РФ. 90-е гг. ХХ века привели к пересмотру оценочных суждений, существующих сложившихся концепций, поскольку у всех кочевых народов присоединение и вхождение в состав Российского государства шел разными путями и в разное время. Если в большинстве работ рассматривается историографический аспект проблемы последствий колониальной политики царизма в национальных регионах, делая акцент на завоевательных акциях царизма, в связи с принятием протектората России, то в последующем данная тема как исторический факт не была единовременным актом. В связи с образуем политической концептологии как междисциплинарного подхода к исследованию, пониманию и моделированию политической реальности в ее взаимосвязях со всеми сферами социальной и природной реальности. В философии науки образуются разные концепции междисциплинарности, анализа и понимания, а также методологического выбора. Политическая концептология тесно связана с политической философией и трактуется в рамках классического подхода, происходит сравнение явления с другими на основании их общего принципа [2].Впервые за долгие годы в истории научной мысли РФ, Россия была представлена как многонациональная держава многонародной государственности с длительным историческим путем становления и развития как открываемая для нас новая страница в всемирной истории Российской государственности. Несмотря на то, что в истории европейской цивилизации государствобразующем фактором является не народ (Австрия, Венгрия), а человек. Сегодня создана общая для всех национальная идентичность, понятия русская и российская нация разведены, понятия этническое, политическое, гражданское и культурологическое познание также разведены и научно обоснованы с возрастанием легитимности национальной государственности и гражданской солидарности общества, идеология нации и национализма была заменена идеей патриотизма, государственная идентификация отразила, прежде всего, воспроизводство гражданского согласия самого населения.Таким образом, взаимодлительность повторяемости понятия многонародности, отражая как локальную, так и магистральную культуры траектории национальной идеи многонародной России, и связано, прежде всего, с понятием государственности, народностью, синтезирующей человеческий анализ, связь интеграции в извлечении концептов из реальности, определили антропологию движения как североевропейские, так и центральноазиатские волны миграций и кочевых переселенцев [3]. Нельзя избегать сложных вопросов историко-культурных стандартов Отечественной истории, показав Россию как самостоятельное государство, поднимая востребованность современной археографии восстанавливая искаженные факты действительности, внося правильное соотношение компьютерного и практического источниковедения, отражая объективный подход статистики в целом. Археография как сфера научной деятельности – это прообраз будущих теоретико-методических обобщений и формирование профессиональных кадров. М.В. Пименова показала концептологию на современном этапе, способы исследования концептуальных структур [4]. Разные школы и направления в отечественной лингвистике предполагают свой подход к исследованию концептуальных структур. Обычно это обусловлено также и самим определением ключевого термина – концепт. Под концептом понимается совокупность признаков, необходимых и достаточных для идентификации фрагмента мира или части фрагмента. Поскольку детальному изучению подверглись образные признаки концептов. Важнейшими компетенциями нового инновационного образования в РФ становятся методы исследований культуры общественного развития и ее структура, происхождение и формы проявления, определение факторов развития социализации личности человека как биосоциальной системы. К общекультурным и профессиональным компетенциям относится владение культурой мышления, выделяя события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества в современном мире, использование современных технических средств и информационных технологий позволяет рассчитать сегодня на основе современных методик действующей нормативно-правовой базы экономического и социально-экономического показателя общественного развития уровни жизни населения РФ. Наконец, обладая навыками философии мышления, сегодня уже позволяет выработать взгляд системного и целостного анализа на проблемы развития общества, выделив социальные факторы и процессы в его развитии. Использование технической обработки данных количественных методов исследования для решения поставленных экономических задач в условиях евразийского пространства, что позволит нам сформировать знания в сфере применения в других науках, показав основные законы гуманитарных и социологических наук в профессиональной деятельности, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на «микро» и «макро» уровнях, сохраняя политическое наследие в области демографии, экологии, религии.Сегодня однозначно происходит в области евразийского пространства мезоэкополитическая межрегиональная интеграция - процесс создания более общей подсистемы, строить стандартные теоретические и экономические модели, аналитические структуры, взаимодействующие между собой, ведущие к слиянию их в единый регион.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Янова М.В. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХЕОГРАФИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЧЕВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1020 - 1030. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23397 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*