'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  101 просмотров

Курбанова Ш.И., Джалилова Ф.Н.

  


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются интерактивные методы и приёмы преподавания русского языка в иноязычных группах   

Ключевые слова:
русский язык, языкознание, приемы обучения   


В эпоху научно-технического прогресса растёт потребность в инновационных решениях важных задач и проблем в обучении различных дисциплин, в частности русского языка и литературы. Освоение инновационных технологий в обучении студентов вызвано повышенными требованиями производственной сферы, нуждающейся в специалистах высокого класса, конкурентоспособных, творчески активных. В соответствии с Национальной программой по подготовки кадров Республики Узбекистан качество образования постоянно улучшается в процессе обучения и профессиональной подготовки современных молодых специалистов. И здесь применение инновационной технологии в обучении, особенно касаемо будущих преподавателей школ по предмету русского языка и литературы, имеет большое значение. Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать большой образовательный потенциал студентов, в учебный процесс ввести элементы состязательности и использовать свойства синергии. В современном образовательном процессе применяются достаточно большое количество новых приёмов обучения, стратегий и методов, в том числе интерактивных. Без сомнения такое обучение содействует формированию коммуникативных компетенций студентов. Она значительно отличается от традиционных форм обучения, прежде всего своей новизной. Формирование молодых специалистов происходит в вузовских аудиториях, трудоёмкий процесс подготовки студентов базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего специалиста. Интерактивные методы включают в себя: метод «Проблемного изложения», «Презентации», «Дискуссии», «Кейс-метод», работа в группах, метод «Мозгового штурма», метод «Критического мышления», «Викторины», деловые и ролевые игры, метод «Проекта», метод «Учебная дискуссия», «Круглый стол», «Синквейн», метод «Insert» (или метод «Индивидуальных пометок», когда студенты пишут по 7-10 –ти минутное ассоциативное эссе), метод «Блиц-опроса», «Кластера» и др. Данные методы способствуют образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации; способствуют осмыслению новой информации, т.е. ориентированную на активное получение информации, соотнесение нового с уже известным; способствуют размышлению студентов, т.е. ориентированные на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Процесс передачи информации построен по принципу взаимодействия «преподаватель - студент», что предполагает высокую активность студента и творческое переосмысление полученных им сведений. Рассмотрим некоторые методы более подробно. Одним из эффективных методов активизации процесса обучения является метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует  исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Перед началом изучения определённой темы по предмету русский язык или литература перед студентами ставится проблемный вопрос или даётся проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы преподаватель снимает противоречие между имеющимся пониманием проблемы и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы в литературном произведении могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Главным источником информации такого предмета как литература является книга. И чтобы изобретать и проектировать приёмы и методы надо хорошо представлять особенности информации полученной из литературы и понимание её, что эффективно повышает усвоение материала. Одним из наиболее эффективных методов является метод учебного проекта, одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на задачи учебного проекта интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики. В основе каждого проекта лежит проблема, целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Как показывает практика при использовании вышеуказанных интерактивных методов студентом усваивается материал лучше, так как во многих методах используется обсуждение материала самими студентами, повышается роль самого студента, активность одного пробуждает активность всех. Она как электрический импульс передаётся от одного к другому. Образование, полученное с использованием современных инновационных технологий, бесспорно, более объёмно, содержательно и прочно, т.к. даёт возможность понять принцип или концепцию, почувствовать взаимосвязь различных методов, учит анализировать ситуации и проблемы.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Курбанова Ш.И., Джалилова Ф.Н. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 47 - 50. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2340 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2340



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.