'
Шипилова А.А., Соловьева А.Д., Колодкин Н.А.
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОПРОВОЖДАЕМОМ ПРОЖИВАНИИ: КАК СОЗДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ И ПОДДЕРЖИВАЮЩУЮ СРЕДУ *
Аннотация:
в статье рассматривается роль социальной безопасности в домах сопровождаемого проживания через развитие ключевых навыков проживающих, таких как самообслуживание, коммуникация и управление стрессом. Подчеркивается важность индивидуального подхода, профессиональной поддержки и использования технологий для создания безопасной и поддерживающей среды, способствующей социальной интеграции и повышению качества жизни.
Ключевые слова:
социальная безопасность, сопровождаемое проживание, дома социального проживания, навыки социальной безопасности, социальная интеграция, самообслуживание, качество жизни
DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-1166-1172
В современном обществе особое внимание уделяется поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и созданию условий для их достойного и комфортного существования. Главной задачей домов сопровождаемого проживания является обеспечение благополучия и достойного уровня жизни людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В этом процессе особое значение приобретает развитие навыков социальной безопасности, которые дают возможность проживающим успешно адаптироваться в обществе и постепенно обрести независимость. Формирование безопасной и поддерживающей среды требует комплексного подхода, включающего широкий спектр мероприятий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей жильцов, обеспечение их физической защиты, эмоционального равновесия и полноценной социальной интеграции.При этом крайне важно учитывать уникальные особенности каждого человека, создавая индивидуальные условия, которые способствуют раскрытию его потенциала и улучшению качества жизни. Такой продуманный и чуткий подход позволяет построить пространство, где каждый человек чувствует себя в безопасности, уважаемым и активно вовлечённым в жизнь сообщества, что является основой для полноценного и гармоничного существования.В законодательстве Российской Федерации под понятием «Сопровождаемое проживание» понимается комплекс организационных и социальных мер, направленных на обеспечение проживания инвалидов старше 18 лет в условиях домашней среды при условии, что они не могут вести самостоятельный образ жизни без постоянной поддержки со стороны других людей [1]. Этот подход призван создать условия, максимально приближенные к обычной жизни, сохраняя при этом необходимый уровень помощи и безопасности [2].В свою очередь, термин «социальная безопасность» в профессиональной среде трактуется как совокупность навыков и умений, направленных на защиту как интересов отдельной личности, так и общества в целом от различных внутренних и внешних угроз. Эти угрозы могут представлять опасность для жизни, здоровья и общего благополучия граждан, поэтому формирование социальной безопасности рассматривается как важнейший элемент устойчивого развития и защиты населения.Социальная безопасность в домах социального проживания представляет собой комплекс мер и условий, обеспечивающих защиту проживающих от различных рисков — физических, психологических и социальных. Особенное внимание уделяется практическим навыкам проживающих, так как именно от их умений зависит уровень независимости, способность предотвращать опасности и адаптироваться к окружающей среде [5].Среди важнейших навыков, влияющих на социальную безопасность, выделяются:Навыки самообслуживания – проживающие домов сопровождаемого проживания постепенно осваивают выполнение повседневных бытовых задач, таких как приготовление пищи, уборка жилого пространства и уход за личной гигиеной. Эти умения способствуют не только повышению уровня независимости, но и значительно снижают вероятность получения травм и возникновения заболеваний, связанных с несоблюдением гигиены или неправильным обращением с предметами быта.Коммуникационные навыки — способность эффективно общаться с окружением играет ключевую роль в построении доверительных и уважительных отношений внутри сообщества. Развитые навыки коммуникации помогают вовремя разрешать возникающие разногласия, предотвращать конфликты, создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки и как следствие, успешно интегрироваться в общество.Ориентация в пространстве и времени, включающая умение правильно ориентироваться в окружающей среде и понимание временных рамок позволяет избежать дезориентации, которая может привести к потерям или опасным ситуациям. Это особенно важно для сохранения безопасности и самостоятельности проживающих, обеспечивая им уверенность в повседневной жизни.Распознавание опасных ситуаций — способность своевременно замечать потенциальные угрозы — будь то пожар, агрессивное поведение или другие небезопасные обстоятельства — и принимать необходимые меры предосторожности. Это помогает минимизировать риски и быстро реагировать в экстренных ситуациях.Обращение с бытовыми приборами и техникой — грамотное и безопасное использование кухонной техники, систем экстренного вызова помощи и средств связи играет важную роль в создании комфортной и защищённой среды. Владение этими навыками снижает вероятность несчастных случаев и обеспечивает оперативную помощь при необходимости.Эмоциональная регуляция и управление стрессом — умение контролировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями способствует поддержанию психологического комфорта и снижению напряжённости среди проживающих. Это помогает предотвратить конфликты и создает благоприятную атмосферу для совместного проживания.Практический опыт показывает, что уровень владения ключевыми навыками у резидентов домов сопровождаемого проживания значительно варьируется — от высокой степени самостоятельности и независимости до полной зависимости от посторонней помощи.[3] В связи с этим становится очевидной необходимость индивидуального подхода к каждому человеку, который включает регулярную оценку его компетенций, разработку персонализированных программ развития навыков и постоянный мониторинг состояния и прогресса [4].Особую роль в обеспечении безопасности и комфорта играют профессиональные сотрудники, которые не только оказывают необходимую поддержку и помощь, но и проводят обучающие занятия, направленные на повышение уровня самостоятельности проживающих. Кроме того, современные технологические решения, такие как системы видеонаблюдения, средства экстренного вызова и автоматизация жилых помещений, значительно повышают уровень безопасности и позволяют оперативно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации. Комплексное сочетание человеческого фактора и инновационных технологий создаёт максимально надежную и поддерживающую среду для проживающих. Развитие социальных и коммуникативных навыков способствует лучшей социальной адаптации и снижению риска изоляции, что позитивно влияет на общий уровень удовлетворенности жизнью. Участие проживающих в общественной жизни создает чувство принадлежности и укрепляет коллективное сознание.Таким образом, обеспечение социальной безопасности в домах сопровождаемого проживания становится результатом совместного усилия профессиональных кадров, современных технологий и индивидуально подобранных подходов. Благодаря этому создаются условия, позволяющие каждому человеку чувствовать себя защищенным, ценным членом общества и активно реализовывать собственный потенциал.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Шипилова А.А., Соловьева А.Д., Колодкин Н.А. СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОПРОВОЖДАЕМОМ ПРОЖИВАНИИ: КАК СОЗДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ И ПОДДЕРЖИВАЮЩУЮ СРЕДУ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1166 - 1172. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23412 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*