'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 142

Просмотры  103 просмотров

Абрамов В.Д., Сироткин Ю.Л.

  


ВИРТУАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВАТАРОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается вопрос о том, что могут рассказать аватары о её владельце в социальной сети. Проводится также статистическое исследование по изучению встречаемости аватаров определённых видов. В конце делается заключение, что аватары имеют важное прагматическое значение для анализа личности и в выявлении её особенностей.   

Ключевые слова:
виртуальное пространство, социальное взаимодействие, аватары, социальные сети, психология   


Виртуальная самопрезентация есть представления себя другим людям через виртуальные пространства. Взаимодействие людей в виртуальных пространствах происходит с помощью передачи текстовых сообщений, обменом фото- и видеоматериалами. Пользователи Интернета дополнительно могут применять аватары на своих личных страницах. Аватар – это графическое изображение, которое используется для персонализации.В соответствии с этим необходимо рассмотреть, как в новых условиях происходит самопрезентация людей, которая осуществляется в том числе с использованием аватаров. Аватары представляют особый интерес, поскольку в условиях ограниченной самопрезентации они могут передавать некоторую информацию о человеке, воссоздавать образ или дополнять его. Согласно этому целесообразно изучить, что они могут сказать о её владельце.У аватаров в социальных сетях основной функцией, по мнению некоторых исследователей, является рекламирование, то есть желание сосредоточить внимание других пользователей на владельце аватара [1, с. 16]. Стоит рассмотреть, что приблизительно может рассказать конкретный аватар о человеке. Мы сможем попытаться понять значение конкретного аватара, с некоторой вероятностью правильно охарактеризовать человека, сформировать мнение о нём.Согласно исследованиям, проведённые Е.О. Полещук, аватары могут делиться на несколько видов:1) портрет пользователя, где взгляд направлен в объектив, 2) портрет пользователя, где взгляд направлен в сторону,3) детская фотография пользователя, 4) фотография пользователя с другим человеком или объектом, 5) фотография пользователя, где большее пространство отведено фону, 6) отредактированная фотография пользователя (заметно искажены графические характеристики изображения), 7) картинка [2, с. 20].Нами было проведено исследование по выявлению наиболее часто встречающихся аватаров в социальной сети «ВКонтакте». Для анализа было выбрано 100 случайных пользователей по заданным критериям: страна – Россия, возраст – от 18 до 60 лет, пол – мужской или женский. Результаты исследования представлены в следующей таблице:Таблица 1. Результаты проведённого статистического исследования аватаров в социальной сети «ВКонтакте»Наиболее часто встречающимися аватарами являются реальные фотографии людей, взгляд которых направлен в объектив. Психологи отмечают, что такие аватары могут говорить об открытости человека, его готовности к взаимодействию, в том числе и в реальной жизни [3].Примечательно, что несмотря на возможность анонимности в социальных сетях, многие люди всё же решаются быть открытыми, выставляя личные фотографии на общее обозрение. Это может также говорить о высокой степени уверенности или о желании быть оценённым со стороны других людей. Дж. Сулер отмечает, что открытие своего лица – это также знак особого доверия к окружающим [4].Пользователи, размещающие аватары со своими реальными фотографиями, на которых их взгляд направлен в сторону, по мнению экспертов, относятся к группе, которая демонстрирует сочетание доверия и недоверия. Такие люди однозначно не знают, могут ли они доверять другим, в некоторой степени сомневаются. Такой пользователь скорее желает быть идентифицирован группой знакомых людей [5, с. 138].Следующим видом аватара является картинка. Под ней понимается графическое изображение, на которой отсутствует реальный пользователь страницы. Примером картинки может послужить знаменитость, персонаж из аниме-сериалов, логотип компании и т.д. Выбранная картинка зависит от личных предпочтений и целей, которые ставит пользователь.Изображение картинки в виде животного, например, говорит о том, что человек считает или хочет рассчитывать, что он обладает теми же качествами, что и выбранное животное. Так, изображение собаки может демонстрировать качество преданности, а фотография льва – мужества, лидерства, желании доминировать [3].В случае наличия изображения знаменитости или героя сериала допускается, что её владелец обладает комплексом неполноценности. Владелец аватара желает быть похожим на знаменитость, при этом скрытно признаваясь себе в том, что определённые качества или возможности у него для этого отсутствуют [3]. Часть исследователей предполагает, что изображение знаменитости также может говорить о пристрастиях и симпатиях к знаменитости. Некоторые исследователи отмечают, что люди, которые используют на своём аватаре природу не любят торопливости и не предпочитают говорить о себе. Можно предположить, что у таких людей вырабатывается психологическая защита, по типу «замещения». Возможно, что такие люди в своей жизни испытали негативный опыт взаимодействия с другими людьми и таким образом пытаются перейти с отношений «человек-человек» на «человек-природа».Существуют также пользователи, которые ставят в качестве аватаров злодеев из фильмов и сериалов. Такие аватары могут говорить об одиночестве человека, его обиде на окружающий мир и стремлении показаться более сильным [6].Некоторые люди в качестве аватаров выбирают однотонные цвета. В таком случае каждый цвет, по мнению экспертов, может что-либо рассказать о качествах человека. Например, по тесту М. Люшера черная аватарка демонстрирует протест и негативное отношение к ситуации, попытке противиться [7]. Следующим наиболее часто встречающимся видом аватара является портрет пользователя с другим человеком или объектом. На таких аватарах реальный пользователь находится в кругу своих знакомых или рядом со своей «половинкой». Это свидетельствует, что эти люди имеют большое значение для владельца аватара. Такое действие может означать попытку закрепить уже сложившиеся отношения, а также демонстрировать страх разлуки с этими людьми [6]. Пользователи также выставляют портреты с какими-либо объектами. Чаще всего – это дорогое имущество, например, пентхаусы, спорткары, большое количество денежных купюр и т.д. По мнению психологов, такие люди считаются теми, кто хочет доказать свою состоятельность, самоутвердиться. Им не хватает признания, вследствие чего вырабатывается низкая самооценка [6].Чуть реже встречаются фотографии пользователей, где большее пространство отведено фону. Исследователи отмечают, что такие пользователи скорее всего ограничиваются взаимодействием с узким кругом лиц, а недоверие преобладает над доверием. Здесь присутствует скорее желание продемонстрировать пейзаж, некую ситуацию [5, с. 139].Отредактированная фотография пользователей может говорить о желании скрыть собственные недостатки и попытаться исправить их, чтобы получить социальное признание. Пользователь обладает заниженной самооценкой и крайне не уверен в собственной привлекательности.Крайне редко встречаются аватары с детскими фотографиями. Здесь возможно использование личных, а также чужих детских фотографий. В данных случаях делается научное предположение, что таким образом пользователи пытаются проявлять свою инфантильность и заявлять о потребности во внимании, любви [3]. Такой пользователь пытается вернуться в детство, где по его воспоминаниям ему было хорошо.Существуют также пользователи, которые не предпочитают устанавливать аватары в своих социальных сетях. Психологи предполагают, что это проявление скрытности, нежелании и недоверии устанавливать какие-либо личные контакты, то есть выражение неготовности к взаимодействию [6].Таким образом, аватары представляют один из способов самопрезентации в виртуальном пространстве. Они имеют прагматическое значение, поскольку на их основе можно сформировать предварительное мнение о человеке. Безусловно, аватары не могут считаться единственным средством, которое формирует такое представление. Необходимо оценивать человека, находясь с ним в личном взаимодействии. Однако аватары в случаях ограниченных возможностей виртуального пространства играют важную роль в самопрезентации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абрамов В.Д., Сироткин Ю.Л. ВИРТУАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВАТАРОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1173 - 1180. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23413 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23413



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.